Весь день — поездка в Фигейрос …
По планам сегодняшний день — день поездок. Мы должны поехать довольно далеко — 150 км (в сторону Франции) до Фигейроса, где мы смотрим музей-театр Сальвадора Дали, а на обратном пути завернуть в Жирону — город, основанный римлянами в 1 веке нашей эры, расположенный на одной из знаменитых римских дорог Виа-Августе и бывший ключевым пунктом для всех, кто хотел владеть Каталонией.
Сегодня у нас новый гид, вместо Юлии нас сопровождает симпатичный «мужчина среднего возраста» по имени Игорь. Группа у нас небольшая, мы все помещаемся в небольшой вэн, Игорь и гид, и водитель. И вот всю дорогу, часа полтора, он рассказывал о Дали! Было понятно, что нас сопровождает человек, для которого это не простая формальность, а возможность рассказать нам о чем-то очень для него важном, близком и интересном. В дальнейшем выяснилось, что так же интересно Игорь рассказывает и об истории Каталонии, и о многих известных людях этого края и о культуре и обычаях. Очень дружит с юмором, поэтому время в его кампании летит просто незаметно. Удалось «выведать» у него, что Игорь — по образованию и опыту прошлой работы — кинооператор, но с 90х годов живет в Каталонии и сопровождает туристов. Очень приятно было слушать плавный, хорошо поставленный рассказ на хорошем русском языке. Интернет и Google помогли, так что с удовольствием представляю: Игорь Крупнов, бывший кинооператор (точно знаю, что он снял фильм в 1991 году «Кислородный голод») — лучший гид в Барселоне! Будете покупать экскурсии — старайтесь попасть именно к нему!
Итак, после полуторачасовой поездки по просторам Каталонии мы высаживаемся возле бывшего театра, а ныне музея Сальвадора Дали. «Самого экстравагантного на земле», созданного при жизни самим художником. Мы уже полны информацией о биографии Дали и о многих вещах, связанных с его творчеством,короче, мы морально готовы к посещению этого места. Не буду ничего писать ни про Сальвадора Дали, ни про его творчество, это все можно прочитать/посмотреть. Так что только то, что мы видели и наши впечатления.
Внешний вид уже привлекает. По узкой улочке подходим к входу, слушаем краткое наставление о правилах поведения в музее и еще о чем-то …
И вот мы во дворе музея. И здание, и окружающие скульптурные … эээ … творения не обманывают наших ожиданий, они, по меньшей мере, необычны. Трудно передать своё сиюмоментное впечатление, но смотреть все это (особенно с комментариями профессионала) очень интересно, даже любопытно …
Внутренний дворик музея — это бывший зрительный зал когда-то сгоревшего театра — с необычной композицией в центре назван самим Дали «Мир». Хотя слово «необычная» в этом музее теряет смысл, здесь как раз обычно все «необычное», а «обычного» вроде как нет совсем.
По всему периметру стен на месте бывших лож — симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами и заросшие зеленью. Немного кружиться голова, и это тоже задумка Дали — это Колизей «навыворот». В центре — шикарный лимузин с зонтиком на длинном шесте — «Дождливое такси». Опустишь монетку — внутри лимузина идет дождь! Опустишь еще одну — раскрывается зонтик и дождь прекращается… Подпирает лимузин высокий столб из автомобильных покрышек, на котором стоит лодка, принадлежавшая его жене Гала, а под лодкой висят выкрашенные в синий цвет, как огромные капли воды, «средства защиты»… На этой лодке она выплывала позагорать, чтоб не мешать ему творить…Кажется, что лодка эта просто парит в воздухе.
Очень трудно как-то сосредоточиться, осознать эту игру..
Народу в музее очень много и довольно шумно, большая группа старших школьников (из Германии?) ведет себя как на стадионе, а не в музее.
И вот мы на сцене. Вернее — на бывшей сцене, сейчас — самом светлом месте музея. Гигантский геодезический купол крыши — прозрачная полусфера, соединяющая это место с небом … И здесь все обустроено самим Дали и подчинено его единой мысли … кто знает, какой?
На стенах — его знаменитые «иллюзии» — большие картины, с исчезающими и появляющимися образами, такие как «Гала, глядящая на средиземное море,на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» и «Галлюциногенный тореадор».
Далее мы погружаемся в череду комнат, коридоров, лестниц этого здания … Везде творения Дали либо иных (по его выбору) художников. Все — лестницы, переходы, каждый уголок таит в себе печать единой мысли Дали и его художественного «хулиганства»
В окна (бывшие ложи театра) можно увидеть двор в разных ракурсах. Во всех окнах установлены обычные манекены … вечные зрители этого театра …
В подвале этого музея-театра покоится и сам Сальвадор Дали. У него было запланировано другое место для своей могилы — там же, где похоронена любовь всей его жизни Гала. Но по испанским законам хоронят там, где зафиксирована смерть. Тела перевозить запрещено (этот закон издали после эпидемии чумы). Ради нее Дали нарушил этот закон, и перевез ее, мертвую, в своем кадиллаке к месту погребения — в замок Пуболь. Его самого перевезти было некому, а умер он тут же, где и жил последние годы — в музее-театре.
Мы покидаем музей, но у нас впереди знакомство еще с обной гранью творчества этого гения. За 1 евро был приобретен дополнительный билет (как и с прогулкой на кораблике — несколько билетов сразу покупать намного дешевле, чем по-отдельности) на выставку ювелирных изделий, автором которых был Дали. Не просто по его эскизам сделанные вещи, а его авторские работы. Уже вход в музей — сюрреалистичне, как и все остальное. К сожалению, освещение там плохое, а фотографировать можно только без вспышки (как практически во всех музеях). Следует учесть, что почти все украшения с «секретом» — у них движется та или иная часть — например красное сердце в середине золотой броши начинает биться, как только вы приближаетесь к нему …
Барселона, день пятый — 27.05.2009. … и в Жирону.
Недолгая поездка по хорошей дороге… любуемся горами, закрывающими горизонт — и мы в Жироне
Сначала мы обедаем (но это уже описано в другом месте), а потом начинаем знакомиться с городом. Игорь превращается в историка и рассказывает нам, что Жирона обязана своим рождением римлянам. В 75 г. н.э. легионеры Великой Империи основали военную крепость и назвали ее Герунда. Фортификация призвана была защищать Виа-Августа — основную дорогу на Иберийском полуострове, которая тянулась от Рима до Сивильи. Сегодня от этой знаменитой римской дороги осталась лишь узкая темная улочка.
Река Оньяр делит город на две части. На левом берегу, на холме, находится исторический центр города с узкими улочками, соборами, музеями. На правом берегу — современный город с широкими улицами и просторными площадями.
А вот эти валуны были вмурованы в стену римлянами еще в 3 веке нашей эры … и с тех пор не покидали этого места … представляете! 18 столетий прошло, а камни те же самые .. и голуби, наверное, так же сидели тогда в ветвях …
Учитывая жару и усталость после японской кухни, очень вовремя гостеприимно открыла свои двери для экскурсии церковь Сан-Фелиу. Готическая церковь, перестроенная в XIV веке из романского храма, поставлена над могилами святых Феликса и Нарсесо, покровителей города. Внутри церкви сохранились римские и раннехристианские саркофаги, колонны романского периода, алтарь XVI века и чрезвычайно почитаемая местными жителями алебастровая фигура Христа (1350 года). Многобашенная колокольня храма стала символом Жироны.
Выходим из церкви и оказываемся на перекрестке маленьких, узеньких улочек.
Но нам интересна одна из них, идущая снизу вверх и ныряющая в узкие ворота. Это и есть та самая римская Виа-Августа (одна из тех, которые «ведут в Рим») И там, внутри темных ворот — снова валуны, положенные римлянами в 3 веке — снова прикосновение к истории, отстоящей от нас невообразимо далеко. Кстати — улочка перегорожена металлическими столбами, чтобы «чужаки» не ездили тут на машинах. У всех местных жителей есть пульты управления, и по их командам столбы уходыт под землю, машина проезжает — и дорога снова перекрывается.
И вот мы на площади перед Кафедральным собором. Не у всех хватило решимости подняться вверх по лестнице, а если вернее — только я и еще одна дама, сопровождаемые гидом, пошли наверх, чтобы осмотреть собор. Ну, а Валера сразу же направился в ближайшее кафе, чтобы выпить своего любимого светлого, холодного пива … с видом на нас, ползущих по лестнице.
После собора мы попадаем в Еврейский квартал. На его истории хочется остановиться подробнее (история рассказана нашим Игорем, очень эмоционально и ярко).
В 9 веке в Жирону приехало 20 еврейских семей. Они расселились вокруг христианского собора. Считалось, что это самое безопасное место в городе. Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл. Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города. Однако золотой век испанских евреев подходил к концу. На евреев начались гонения. Монахи подстрекали чернь к разгрому еврейских домов. Впервые в Испании евреи обязаны были носить на одежде желтый лоскут. Евреям был дан выбор — крещение или смерть. Многие соглашались на христианский обряд, однако, несмотря на это, новообращенные не были приняты обществом. За крещеными евреями закрепилось название «марраны», что буквально означало «свиньи». Однако, как показало время, это было только начало серьезных испытаний. В XV веке после брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда II Арагонского родилось каталоно-арагонское королевство. Фанатичная христианка Изабелла желала сделать Испанию чисто христианской страной. В это время инквизиция приобрела еще большую силу и власть. Допросы, пытки и жар костров стали визитной карточкой Испании того времени. Но многие евреи не желали отрекаться от веры отцов, несмотря на страшную участь. И отцы инквизиции поставили евреев перед выбором: крещение или изгнание. Согласно указу конца 15 века, все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Они и покинули, только все их деньги были отобраны короной. А буквально на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию. Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил … правильно — от тех самых изгнанных евреев.
К тому же времени относится возникновение каталонской традиции. Именно выкрест Торквемада, сделавший карьеру в инквизиции, придумал, как легко найти среди истинных католиков «замаскировавшихся» бывших единоверцев евреев. Человеку, пришедшему в трактир, сразу же в качестве угощения предлагался хамон — их знаменитая ветчина. Католик съедал, запивал — и без проблем. Еврей не мог скушать свинину, отказывался — и у него и его родни начинались … эээ … мягко говоря — «проблемы». Так и повелось с тех пор — угощать и демонстрировать свою истинность, вывешивая на потолок окорока.
После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений. Символическое завершение истории — в Еврейском квартале на окнах — палестинский флаг… ну и куда же без «Барсы» …
Современность все же проникает и на эти улицы, гармонично вписываясь в окружающее.
Прощаясь со старым городом — проходим по их основной торговой улочке со специально сделанным «Местом встреч»
И оказываемся на интересном мосту — его сделала фирма Эйфеля, конечно же из железа, причем за несколько лет до знаменитой башни…
Последнее фото в Жироне — и мы едем домой, в гостиницу.
На сегодня активные мероприятия закончены, потому что вечер мы должны провести, как все каталонцы, за экраном телевизора с вином, фруктами и прочими закусками. Сегодня показывают финал Лиги Чемпионов из Рима, мы не можем пропустить. Я честно досидела до первого гола … а потом незаметно наступило «завтра»
Барселона. День первый, самый длинный. 23 мая 2009.
Барселона. День рождения (второй день). 24 мая 2009. Часть I.
Барселона. День рождения (второй день). 24 мая 2009. Часть II.
Барселона. День третий. 25 мая 2009.
Барселона. День четвертый. 26 мая 2009.
Барселона. День пятый. 27 мая 2009.
Барселона. День шестой. 28 мая 2009.
Барселона. День седьмой. 29 мая 2009.
Барселона. День последний. 30 мая 2009.
Барселонские картинки. Эх, дороги …
Барселонские картинки. Люди, лица и футбол …
Барселонские картинки. Витрины и магазины …
Барселонские картинки. Голова все время задрана вверх! Дома тут какие-то «ажурные»…
Барселонские картинки. Рынок Ла-Бокерия
Барселонские картинки. Самый большой Аквариум в Европе
Барселонские картинки. Музей Эротики
Барселонские картинки. Наши барселонские перекусоны