Последние выходные дни в этом году. Так захотелось провести их не самым обычным образом. И тут внезапно! нам попалась реклама ресторана в Тарту, где предлагают баварское пиво и баварскую кухню. Мы сорвались, забронировали первую попавшуюся гостиницу и рванули …
Но нет. Все было не так.
Еще месяца два назад, когда мы с Майей планировали график на четыре воскресенья адвента, мы решили, что перед самым Новым годом хотим посетить Тарту. Ну вот, типа ностальгия набросилась. Поэтому забронировали себе двухэтажный пентхаус с паровой баней близко-близко от центра Тарту и тщательно выбрали ресторан, в котором проведем вечер. Ресторан с оригинальным названием «Мюнхен» и с неожиданной в связи с этим названием, кухней — баварской.
Поездку показывать не буду. Дорога та же, что обычно. Погода та же, что обычно. Даже компания та же, что обычно. Доехали и ладно.
Перед заселением есть время погулять по городу. Нашли парковку (бесплатную!) и пошли в самый центр, кофе попить и себя показать. Выбрали самую пустую кофейню с названием «Mandala» на самой центральной улице Rüütli. Кофе там оказался совсем не азиатский, а наш латте. Да и пироженьки / булочки зашли «на ура».
С нами наши обычные спутники (не то, чтобы спутники жизни, но где-то уже близко к этому).
Фоточки для инстаграма. Некоторые из нас там активно выставляются.
После кофе можно пробежаться по центру города. Даже не по центру, а по Вышгороду, который Тоомемяги. Начинаем с Vallikraavi и потом по Lossi на Ülikooli. Тартуские улочки чудесны. Снега не хватает, но и так хорошо.
Сворачиваем в горку, к обсерватории. Между прочим, она находится тут больше 200 лет. А ровно 200 лет тому назад — в 1824 году, тут был установлен самый крупный в те времена оптический телескоп (рефрактор) в мире.
Но до обсерватории надо пройти много ступенек. Кстати, стенки домов ярко разрисованы. В Тарту с этим не то чтобы борются, а скорее наоборот — есть даже пара туристических маршрутов (официально!) — по лучшим граффити.
Вот в этом здании 200 лет назад хозяйничал господин Струве. Кстати, про него пишут «русский астроном Василий Яковлевич Струве» Хотя, конечно, родился он немцем с именем Фридрих Георг Вильгельм Струве. Обычное дело со всякими добившимися известности людьми. Тот же известный русский живописец Исаак Ильич Левитан родился в Польше с именем Ицик-Лейб Хацкелевич Левитан.
Майе делает попытку пообщаться с местными. Местные угощенье съели, но общаться не стали.
Несколько фото на фоне …
… и мы идем на Ангельский мост (или Ангелов — это уж как вам больше нравится), Inglisild. С него открывается вид на улицу Lossi, который обязательно-обязательно надо сфотографировать. Откуда такое название — «сие науке неизвестно». Наверняка на это повлияло то, что ранее над этой же улицей появился мост с названием «Чертов»
В этот раз мы не идем ни к Домскому собору (он же библиотека Университета, он же музей Тартуского университета), ни к местной Горке поцелуев. Кстати, это не просто горка, а то, что получилось на месте разрушенного бастиона и артиллерийской башни, построенных аж в 16 веке.
Мы спускаемся вниз, нам пора выполнять следующие пункты нашей программы.
Через Ратушную площадь и Арочный мост. Хотя, на самом деле его никто никогда так не называл … по крайней мере, в мое время. В лучшем случае — Каарсильд, что то же самое, но на эстонском. Горбатый — вот так его звали. Самые отмороженные рисковали пройти по арке моста. Но номер один — влюбленная пара, которая занялась сексом на самом верху и попала на фото. Было это в 2007 году. «Комсомольская Правда» написала статью с таким заголовком «В эстонском городе Тарту горожане занимаются сексом на 45-метровой высоте. Турист заснял это действо». Хотите — загуглите, найдете без проблем.
До 1941 года на месте этого Горбатого моста был самый красивый за все время тартуский мост — Кивисильд (Каменный). Мост был с двумя триумфальными арками и подъёмной средней частью — первый в Балтийских странах каменный мост. В 1775 году в Тарту случился большой пожар, в котором сгорела большая часть центра города. По инициативе местного генерал-губернатора решили заодно построить новый мост. Поскольку для восстановления города Екатерина II выделила 25 000 рублей, то Каменный мост стал царским подарком городу Тарту (картинка 1800 года). На его опоре был выбит текст: «Река, останови свое течение! Екатерина велела». К сожалению, мост не пережил Вторую мировую. В разрушении моста поучаствовали обе стороны — восточная сторона моста была разрушена отступающими советскими войсками летом 1941 года, а сохранившаяся западная арка моста была разрушена отступающими немецкими войсками в 1944 году.
Странная у нас погода. За несколько дней до Нового года кто-то еще тренируется на байдарке. Псих.
Наша следующая цель — совсем уже ностальгическая. Я хочу увидеть место, где я прожил свои первые 15 лет. Военный городок, а, понятнее, «Шанхай». Несколько кварталов практически бараков, куда родное государство поселило тех, кто должен был по первому требованию отдать за него жизнь — офицеров расквартированных в Тарту двух авиационных полков. Ну, и «за компанию», их жен и детей.
Никаких следов от офицерских бараков уже не осталось. Вместо них — ухоженный и даже красивый парк. На самом деле — это просто пока еще не застроенное пространство, приведенное в порядок. Вот эта береза, с отходящей под прямым углом толстой веткой, росла возле крыльца у входа в наш дом. Ее посадил в самом начале 60х мой отец.
Как ни странно, летних фото нашего дома я не нашел. Да и вообще, удалось найти только пару фотографий, сделанных зимой, где можно хорошо рассмотреть этот самый «финский домик» (именно так называли эти бараки).
Инженерная 8 — 2. Это адрес нашего дома. Инженерная — это улица (Были еще Гоголя, Некрасова, Гвардейская, Колхозная … довольно стандартный советский набор). 8 — номер дома, 2 — номер подъезда (входа). Дома были двух типов. «Короткие», на 3 комнаты с входом с одного торца, и «длинные» — два входа с торцов этого дома, соответственно 6 комнат. В каждой половине 3 комнаты на 1, 2 или 3 семьи, общая кухня и общий туалет в виде дырки над ямой. Никакого водопровода. Печка топится углем.
И вот справа от входа (если смотреть на фото) — та самая березка, которая осталась до сих пор.
И еще фото. Немного с другого угла, так что хорошо видно, как стояли рядом эти самые финские домики. Береза, что побольше со скворечником, это та же самая, что осталась до сих пор. Сарай справа — это построенный моим отцом гараж, в котором стояли запорожец и мотороллер — у нас было много техники по тем временам.
Все, с ностальгией покончено, пора ехать заселяться и — пить пиво! По дороге заскакиваем в празднично украшенный магазин в спальном районе — прикупить всякого разного на завтрак.
Быстренько заселяемся. Ну то есть паркуем машину, находим наш двухэтажный пентхаус, сбрасываем наши вещи — и опять на улицу. До ресторана нам идти недалеко (да в Тарту все недалеко), через самый что ни на есть центр города. Темнеет рано, так что уже начинает быть заметна праздничная иллюминация.
Переходим Горбатый мост, пересекаем Ратушную площадь (на огоньки пока не отвлекаемся) … и вот мы уже делаем заказ в ресторане Мюнхен. На самом деле, выбор мы сделали еще дома, даже сорта пива, которые будем пить.
Я сразу делаю то, о чем мечтал уже давно. Заказываю литровую кружку моего любимого Hefe-Weissbier. Как у них написано: настоящая классика, звезда нашего пивного ансамбля: Пшеничное пиво Weihenstephaner, наиболее широко известный продукт баварской государственной пивоварни Weihenstephan. Холодное, свежее, запотевшее … как чудесны первые глотки, когда, не отрываясь, выпиваешь половину кружки …
Остальные предпочитают потемнее … Безусловно, только бочковое пиво. Но сорта разные. Света предпочитает Kuchlbauer Dunkel — классический темный лагер.
Полнотелое, солодово-ароматическое наслаждение для любителей темного пива. Традиционный баварский темный лагер, сваренный по старинным рецептам и специально обжаренный в соответствии с баварским законом о чистоте. Майе и Вадим ударили по Weihenstephan Dunkel — темное пиво типа лагера, самое любимое темное пиво.
Сопровождаем пиво сначала закуской к пиву для четверых от ресторана «Мюнхен»: Пивной окорок, вареная колбаса, салями со шпинатом, свиная колбаса, кусочки жареной свинины, рулет, баварская ветчина, сыр «Эмменталь», сырная намазка и паштет. В дополнение: редис, маринованные огурцы и различные виды хлеба.
Еду даже и не фотографировали, заняты были. Я успел сфотографировать свой Охотничий шницель: большой шницель из свиной вырезки с грибным соусом и жареным картофелем. Я могу быть не объективен, но мне этот шницель показался вкуснее того, что мы ели в Мюнхене (не ресторане, а городе)
Сказать, что десерт был хорош — это практически ничего про него не сказать. Чудесен! вот подходящее слово. Запеченный (горячий) яблочный штрудель с ванильным кремом и мороженым и лавовое пирожное с ванильным мороженым и физалисом (вместо вишенки Амарена)
Ну а потом началась прогулка по предновогоднему Тарту. Город (по крайней мере, центральная часть) оправдал наши ожидания и был украшен по полной программе! тут можно было поесть, попить, посмотреть что-то художественное, покататься на санях (ну на колесиках, конечно, снега то нет, но все равно, на санях). Мы даже взяли небольшой урок танцев с десятками таких же шатающихся по площади.
Мост и река так очаровательны с этой подсветкой. Очень романтично …
И, напоследок — вид с первого этажа нашего пентхауса.
А потом еще была паровая баня (очень классная вещь!), что-то там по телевизору, немного вина и прочее, что полагается по правилам отдыха … Утром поздний завтрак, и без остановок — домой!
Ну и все. Как говорится «Felix Sit Annus Novus!», что в вольном переводе не знающих латынь по созвучию слов значит «Здравствуй, ..опа — Новый год». Хотя, конечно, в наше время … может это и правильный перевод?