По дороге к источнику …

Отпуск продолжается! Находим места в Эстонии, где мы еще не были. 29 августа 2024 года.

Идет вторая неделя отпуска, мы за пару дней пришли в себя после поездки по Литве — Латвии и теперь готовы к новым отпускным свершениям. С каждым разом становится все труднее выбрать — а куда мы хотим съездить в этот раз, чтобы недалеко и интересно.

Кажется, все места в Эстонии, более — менее интересные для посещения, мы уже осмотрели. Мозговой штурм с помощью допинга в виде бурбона показал, что нами не исследована как следует восточная часть страны (если грубо-приближенно). Более того, в результате поездки на северо-восток (он же Ида-Вирумаа) можно сделать «философское» путешествие — от заката до рассвета от устья до истоков.

Все знают, а кто не знает, то узнает сейчас, что в Эстонии есть река Нарва (она же раньше Нарова). История у этой реки бурная, насыщенная, но не о ней сейчас речь. В наше время река отличается от других рек Эстонии тем, что именно по ее фарватеру проходит граница Эстония — Россия. И мы можем в один день потоптаться на берегу (ну так близко, как получится) в устье реки, в Нарва-Йыэсуу и так же потоптаться на аналогичном берегу в истоках реки, в Васкнарва. Какая страна, такие и реки — длина реки Нарва аж целых 77 километров! При этом у нее перепад высот целых 30 метров. Это много, даже учитывая, что примерно треть — за счет порогов. Глубина — до 15 метров. Ширина — от 200 до 400 метров. Но есть место, где ширина все 900 метров. В общем, вполне себе нормальная река, не такая уж и не заметная.

Короче, собрались, поехали. Что самое приятное по дороге из Таллина в сторону Ида-Вирумаа, в сторону Нарвы-города? Многие меня поймут, если скажу, что самое приятное, это остановка на кофе в корчме Вийтна! Сколько ездим в том направлении с 1991 года (примерно тогда я купил свою первую машину), всегда (ну почти всегда) останавливаемся там. Более того, несколько лет назад автомагистраль переделали, выпрямили и сделали скоростной, и корчма со всем поселком осталась в стороне. Нам не лень сделать крюк, чтобы все же выпить там кофе и съесть что-то вкусное. И, судя по количеству автомобилей перед корчмой, многие готовы сделать такой крюк, особенно едучи из Таллина.

Мы специально не завтракали. Так что, кроме кофе, Майе балует себя взбитым творогом с киселем, а я картофельным салатом и бутербродом.

Бутерброд настолько вкусно выглядит, что заслуживает крупного плана. Черный хлеб, тертый сыр с яйцом, с чесноком и майонезом, малосоленая селедка и долька томата (ну или помидора, вкус от этого не меняется). Вот сейчас пишу, вспомнил вкус, и сразу есть захотелось.

Погода сегодня, как по заказу. Идеальная погода для идеальных фотографий. Не то, чтобы специально занимаемся «инстаграмными» фоточками, но все же иногда останавливаемся для лучшего кадра.

Первое место для гуляния — Онтика, водопад Валасте. Мы тут не первый и даже не десятый раз, но все равно красиво.

Лестница вниз все еще цела, и это хорошо. Учитывая, что высота тут порядка 30 метров — без лесенки никак.

Телефон теперь ведь у каждого в кармане, а это значит, что каждый сам себе режиссер, оператор и продюсер. Два телефона — два видео.

Много времени не тратим, едем дальше. Но для интересных кадров по-прежнему останавливаемся.

Это тоже красивый кадр, но это уже в Нарва-Йыэсуу. Мы на месте, идем в сторону маяка, чтобы добраться до устья. По крайней мере так написано во всех трипадвайзерах и прочих пособиях. А эта ворона сидит на самой вершине самой высокой березы и бдит. Ну или надзирает. Или следит. Или контролирует. Ну а может просто охраняет покой на вверенной ей территории.

На столбах периодически встречаются таблички. Не скажу, что по ним всегда легко и просто идти в нужном направлении, но глобально — да, дойти можно

Дойти можно, но совсем не до маяка. Об этом трипадвайзеры не пишут. Дойти можно до территории, которая, видимо, принадлежит маяку. Но попасть на нее никак нельзя, ворота закрыты.

Ничего, направление понятно уже каждому, идем по песчаным дюнам к морю. Вон и маяк появился, не врут таблички, он там есть!

Море … мы живем ну не на самом его берегу, но совсем недалеко. Море стало привычной составляющей нашей жизни. И все же оказывается, что «привычная составляющая» она только тогда, когда ты не попадаешь на его берег. А на берегу, сколько бы раз туда не попадал, каждый раз заново охватывает такое иррациональное чувство прикосновения к чему-то гигантскому и живому (не такому мощному, как океан, там все ощущения многократно сильнее, но и тут тоже не самые тривиальные) …

Вот до этого места мы как-то раньше не доходили. Всегда ограничивались центральной частью пляжа, где все рестораны, кафе и гостиницы. Тут же до саамой России ничего нет, кроме остатков мола. С этим молом не все так просто. Мол строился и недостроился в начале 90х годов прошлого века. Его целью было защитить устье реки от песка, который морское течение со стороны пляжа упорно несет в устье реки, тем самым уменьшая глубину и мешая лодкам свободно выходить в море. С другой стороны, так как из-за мола скорость течения вдоль морского берега в направлении к реке замедлилась, то участок пляжа от санатория Нарва-Йыэсуу до дамбы превратился в своеобразный мешок, где начал собираться разного рода мусор. Купаться, особенно в жаркое время, становилось невозможно, вода становилась как кисель.
Проблему решила природа сама. Сильный шторм 2005 года сломал мол, с тех пор доламывая его с большим успехом. Вода очистилась, стала прозрачной и свежей. Но, помните проблемы с лодками! Она стала настолько серьезной, так как устье становится все мельче и уже не всем судам, идущим в Нарву, удается войти в реку. Из-за движения песка фарватер смещается на восток, и через несколько лет попасть в порты Нарвы и Нарва-Йыэсуу можно будет только через территорию РФ.
С учетом новых реальностей принято решение — защитный морской мол в устье пограничной реки Нарва должен быть построен до конца 2026 года. Без мола устье реки продолжит мелеть, и российский берег станет пугающе близким. Мол спроектирован не только как защитный, но и привлекательный для жителей и гостей курорта объект. Он станет новой частью морского променада. Рядом с молом откроется городской краеведческий музей, для посещений будет открыт маяк.
А пока остатки старого мола дают возможность сделать всякие впечатляющие кадры.

Первая цель нашего путешествия достигнута. Вот он — пограничный столб на границе с Россией возле самого моря. Дальше уже граница идет по морю. Вода за столбом — это и есть устье Нарвы, частично занесенное тем самым песком и поэтому такое неширокое. К самому столбу мы не подходим, но вот так, крупным планом, вполне себе фотографируем.

Идем мимо красивых цветочков возле красивых (и не очень красивых, но в основном красивых и/или милых) домиков. Наша цель — ресторанчик на пляже. Кушать хочется. И пить.

Жарко. Солнце. Море. Песок. Хочется пить, поэтому Майе получает коктейль «мартини тоник», а я бокал безалкогольной баварии. Ну и ждем свою еду, я — мясо, Майе — рыбу.

Пока ждем, Майе пытается добавить контент в свой инстаграмчик.

Стейк из свинины для меня и пашированный лосось для Майечки.

Очень вкусный обед решаем заполировать чаем: брусничным с апельсинами. Я провожу урок по завариванию такого чая.

Пора ехать к истокам. Это значит, что от берегов моря мы едем к берегам Чудского озера — четвертого по размерам озера в Европе. Тут, почти на самом «верху», то есть на северном берегу, стоит небольшая деревня Васкнарва (Медная Нарва, старое название Сыренец). Что значит «небольшая» — по последней переписи тут живет 90 человек.

В деревне есть свежеотстроенный православный храм — Ильинский храм (Храм пророка Илии). Первая «редакция» церкви была тут построена в самом начале 19 века. Во второй половине того же 19 века церковь была достроена. Церковь естественным образом старела, реставрировалась … короче, жила обычной деревенской жизнью. Пока в 1919 году сюда не пришли большевики. И в первую очередь они обстреляли церковь, причем во время богослужения. Цитата:

«В 1919, при обстреле большевицкой артиллерией Сыренецкаго храма, храм и колокольня были разрушены, и разбиты четыре колокола, в том числе: большой в 204 пуда, средний в 42 пуда и два малых в 10 пуд и 8 пуд…»

Кроме колоколов, разбит был иконостас, серебряная риза на престоле, плащаница, люстра и много другой утвари. В церкви остались целыми лишь два самых маленьких колокола. Потихоньку до конца 30х годов прошлого века церковь отреставрировали, но тут бахнула Вторая мировая война. В 1941 году храм пострадал от обстрела немецкой артиллерии, а в 1944 году — был основательно разрушен действиями уже советских артиллеристов. В 1969 году началось его восстановление. Делали-делали и наконец доделали. И доделали так хорошо, что в 2002 году Ильинский храм был передан Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю (это монастырь тут недалеко, километрах в 20) для устройства в нем монастырского подворья. В настоящее время в скиту 11 сестер.

Религиозные темы и религиозная архитектура сегодня не являются нашим основным интересом. Идем дальше, в сторону большой воды. По дороге встречается табличка, правда упавшая, говорящая, что тут пограничная зона и действуют ограничения. То ли она старая, то ли действующая? Решаем, что в государстве не должно быть проблем со свободным передвижением граждан этого самого государства по его территории. И мы смело идем дальше, пока не упираемся в наблюдательную вышку и в пограничный столб. Понятное дело, что границу даже случайно мы тут пересечь не можем, ибо она идет по фарватеру реки. Поэтому смело фотографируемся вместе со столбом, когда и где еще выпадет такая возможность. Граница-то реальная действующая.

Кстати, пока все это писал, я посмотрел, какие ограничения действуют в зоне пограничного контроля. Итак, если мы хотим что-то делать в водоеме (на реке), то должны за 72 часа предупредить Департамент полиции и погранохраны в случае, если наши действия могут помешать пограничникам работать. Конкретные помехи работе пограничников: взрывные работы, раскопки, полеты беспилотников, учения, соревнования, подводная деятельность, строительство ледовой трассы. Так что реально, обычным туристам можно не обращать внимания на то, что в нескольких метрах отсюда — государственная граница.

На противоположной стороне гигантский флаг. Зато все берега закрыты забором, так что так свободно там к воде выйти не получится.

Место, откуда река вытекает из озера, все заросло различной травой, русло реки разбито на множество рукавов. Поэтому сейчас тут рай для птиц. Видимо, они тут собираются перед отлетом, откармливаются и учат свою молодежь. Птиц — тьма, самых разных.

Ну все, пора ехать к месту ночевки. Я зарезервировал уединенный небольшой домик на краю городка Муствее на берегу того же Чудского озера, пора ехать туда. Пара «открыточных» фотографий, скорее по привычке, чем потому, что очень надо это сфотографировать.

И вот мы в домике! Место на самом берегу, опять обилие птиц. Народу вокруг — никого.

На ужин запланирована гриль-курица и гриль-ребрышки. Пытаюсь приготовить все это в такой вот местной барбекюшнице. Сколько то лет назад я уже убеждался, что я не умею готовить в таком агрегате. Сегодня я в этом убедился в очередной раз.

После многочисленных попыток как-то раскочегарить это недоразумение …

… я решаю вынести на улицу плитку и прекрасно закончить приготовление куриной грудки на сковородке. Ребрышки и ножки все же удалось приготовить в бербекюшнице.

Далее был чудесный ужин на свежем воздухе с видом на вечернее озеро. С местным мюнхенским пивом, светлым и темным.

Ну, а потом чай внутри домика, без вида на вечернее озеро (стало темно), зато под очередную серию нашего текущего сериала Van Der Valk

Всем спокойной ночи! Завтра новый день, новая дорога, новые впечатления!

Отпуск продолжается! Находим места в Эстонии, где мы еще не были. 29 августа 2024 года.
Отпуск продолжается! Находим места в Эстонии, где мы еще не были. 30 августа 2024 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *