(Бхагавад Гита, гл.18, «Совершенство отречения», текст 47)
Текст 47:
«Всевышний Господь сказал: Лучше исполнять свои обязанности, даже несовершенно, нежели исполнять чужие даже совершенным образом. Обязанности, соответствующие природе каждого, никогда не влекут греховных реакций».
Комментарий: «Бхагавад Гита» предписывает исполнять свои обязанности. Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьй и шудр определяются влиянием на них гун материальной природы. Не следует пытаться исполнять обязанности другого.
Тот, кто по своим природным качествам привлекается работой шудры, даже если он родился в семье брахманов, не должен выставлять себя брахманом. Таким образом следует заниматься деятельностью в соответствии со своей природой. Никакая работа не является зазорной, если она совершается, как служение Всевышнему Господу.
Профессиональные обязанности брахмана, безусловно, принадлежат гуне благости, но, если по своей природе, человек не находится в гуне благости, ему не следует подражать деятельности брахмана.
У кшатрия, принадлежащего к административному классу, существует множество неприглядных обязанностей: он должен прибегать к насилию, чтобы побеждать своих врагов, а иногда лгать в целях дипломатии. Такое насилие и двуличие, сопутствуют политической деятельности, и всё же кшатрий не должен отказываться от своего профессионального долга и пытаться исполнять обязанности брахмана.
Человеку следует действовать, повинуясь Всевышнему Господу. Например, Арджуна был кшатрием, но он не мог решиться на битву с противником. Однако, если сражение ведётся ради Кришны – Верховной Личности Бога, то нет повода бояться деградации.
В сфере коммерческой деятельности, торговцу иной раз приходится прибегать ко лжи, ради получения прибыли. Если он не будет так делать, то может не получить дохода. Иногда от продавца можно услышать: «Дорогой покупатель, от вас я не получаю прибыли», однако ясно, что не имея прибыли, торговец не смог бы существовать. Поэтому такой поступок с его стороны следует рассматривать просто как хитрость. Тем не менее, торговец не должен считать, что раз профессия принуждает его ко лжи, то следует отказаться от неё и исполнять обязанности брахмана. Так действовать не рекомендуется.
Не имеет значения, является ли человек кшатрием, вайшьей или шудрой, если он своей работой служит Верховной Личности Господа. Даже брахманы, совершающие различные жертвенные обряды, иной раз должны убивать животных, так как это требуется в некоторых обрядах. Аналогично этому, если кшатрий, выполняя свои обязанности, убивает врага, то в этом нет греха.
Каждый человек должен работать ради ягьи или Вишну, Верховной Личности Господа.
Всё, что делается с целью удовлетворения собственных чувств, является причиной рабства.
Вывод заключается в том, что каждый человек должен заниматься деятельностью, определяемой гуной, под воздействием которой он находится и работать с единственным намерением, служить высочайшему делу Всевышнего Господа.