(Бхагавад Гита, гл.18, «Совершенство отречения», тексты 35 — 39)
Текст 35:
«О сын Притхи, та решимость, которая не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждение, такая глупая решимость относится у гуне тьмы».
(P.S. О.И.: у нас и сейчас есть какие-то недоумения по поводу жизни и страхи, но, если мы понимаем, даже на уровне генетики, что мы содержим в себе эти 7 поколений людей, на нашей психике сидят 254 человека. И, конечно, эти авгиевы конюшни не почистить сразу, есть страхи (как у (Л.А.) в медитации – «бояки»; «чего ты боишься?») Я не могу эти 254 человека взять и научить их жить по-новому. И они в мою жизнь прорываются со своими советами, со страхами. Это мои мысли? Часто нет. Оказывается, что гуна тьмы в нас тоже присутствует. Так Иван Кронштадтский говорил: «Я такой же, как вы, но хорошее в себе я умножаю, а плохому не позволяю выходить из себя». Т.е. страхи у нас будут, но надо сразу отказываться: «это не мое». Почему еще не рожавшая женщина так боится родов? Все удачные или неудачные роды поднимаются на ее психике, как опыт, и она боится.
Мы должны быть готовы, что периодически в течение дня эта гуна тьмы нас накроет. Поняв, что все это преодолеть в конце концов невозможно, надо просто «полностью сдаться». Что значит «полная сдача». Это значит, что мое тело – это не мое тело, я выбирала эту судьбу.
И как у (Л.Ч.) в медитации, Господь нас на руках несет. «И каждый волос на вашей голове сосчитан» (Библия). Господ вездесущ, Он присутствует в каждом атоме. И вся эта атрибутика – иконы, ритуалы – пока нам нужны, они успокаивают тех, кто сидит на нашей психике, потому что они так жили. Каждый идет своей дорогой, каждый выбирал это).
Комментарий к тексту 35: Отсюда не следует делать заключение, что человек, находящийся в гуне благости не видит снов. Здесь имеется в виду чрезмерный сон. Сны присущи всем людям, не зависимо от того, к какой гуне они принадлежат. Сновидения – естественная вещь. Но тот, кто не может отказаться от чрезмерного сна, кто гордится тем, что наслаждается материальными объектами, кто постоянно грезит о господстве в этом материальном мире, чья жизнь, ум и чувства сосредоточены на этом, черпает свою решимость в гуне невежества.
(P.S. О.И.: Потому что человек говорит: «это я», я – начальник, я все делаю, все сам, все трудности сам прохожу, а не Бог меня ведет (и даже несет на руках). Это и называется иллюзия, майя. Мы живем в иллюзии, что это мой дом, моя семья, моя работа, мое тело. Мы не можем отказаться от этого, мы живем на этой Земле. Но, если я этим злоупотребляю, я все время нахожусь во сне. «Не спите!», говорил Гурждиев в свое время, набирая учеников, — «вы все время спите». Должно быть наблюдение за собой, что я делаю, что говорю, это трудная работа. Вот когда физическая эволюция человека закончилась, «теперь ты сам». Когда твой собственный труд может вывести тебя отсюда совсем. И, возвращаясь, как у (Л.А.) в медитации – семья, родственники, это прекрасно, «но я все ищу глазами, где Баба?».
И Гита говорит, что за собой-то присматривайте, Знания применяйте, они ведь проявляются у вас. Если вы не концентрируете внимание, за собой не смотрите, все опять превращается в ничто, по кругу ходим, это огромный труд!)
Текст 36:
Всевышний Господь сказал: «О лучший из Бхаратов, теперь прошу, выслушай о трёх видах счастья, которым наслаждается обусловленная душа и, благодаря которому, она иногда освобождается ото всех страданий».
(P.S. О.И.: что такое «обусловленная душа»? Мы, когда уходим, мы на этом просто настаиваем: я не хочу терять свою индивидуальность, у меня такой опыт. Баба исполнит любое желание – хотите быть индивидуальной душой, да пожалуйста, продолжайте свой путь. Мы даже не можем понять, когда сбрасываем тело, что там нас ждет. Но попросили когда-то о своей индивидуальности, можем даже наслаждаться жизнью в своей отделенности, в своей форме. Но на самом деле, мы все из одного теста. Это и называется обусловленная душа. На самом деле, никакой обусловленной души и нет, вы попросились, вам так интереснее жить. Для Господа – это спектакль, игра, мы снимся Ему. Он просто не хочет нас огорчать и, как ребенку, дает все, что ни попросим. Но это серьезная игра, и все вещи, что мы в ней запланировали, надо отыграть достойно.
И когда-то, когда это растворение происходит, я уже не хочу никакой индивидуальной душой быть).
Комментарий: Обусловленная душа, снова и снова пытается наслаждаться материальным счастьем, тем самым пережёвывая уже жёванное.
(P.S. О.И.: т.е., мы много раз выходили замуж, теряли здоровье, воевали, набирали и набирали опыта. В какой-то момент даже отчаяние наступает, что я все это уже проходил. Но с нами ничего не произойдет то, что я не выбирал по судьбе. И делать нужно это хорошо. От того, как хорошо мы это делаем и стараемся для Бога, у нас вибрации повышаются, мы такими легкими становимся, для жизни, для любви, для всего, чего угодно, легкость приобретается – не надменность (а, все равно), а именно легкость отношения ко всему, что происходит. Все серьезно и несерьезно одновременно, все есть, и ни в чем нет нужды. «На том месте, где ты есть», как показывает Баба, «уже все есть, для тебя уже все приготовлено»).
Но иногда в процессе такого наслаждения она освобождается от материальных оков путём общения с великой душой.
Иными словами, обусловленная душа всегда занята каким-либо видом удовлетворения чувств, но с помощью благоприятного общения, она понимает, что всё это одно и то же, повторяемое снова и снова. Тогда она пробуждается к своему истинному Сознанию Кришны и иногда получает освобождение от постоянно повторяющегося так называемого «счастья».
(P.S. О.И.: Человек, который при этой жизни по поводу брака понимает: «достаточно», все одно и то же по воплощениям, он или выбрал безбрачие в этом воплощении, или «нет пары»)
02.09.2024
- Утомился …
Какой-то человек, иль барышня,
В безбрачии сегодня
От неведенья томится.
«Где пара?» — вопрошает он,
Астрологов, гадалок сотни
В поиске решения прошел.
И невдомек ему, что «счастьем» этим
Он когда-то утомился,
Когда ни раз, ни два
Он «там» женился.
«Да это ж все одно»,
Когда-то понял он.
И в этом воплощении
Решением своим же
От брака он освобожден.
(стихи О.И. Кадель nr 2328)
Текст 37:
«То, что вначале подобно яду, а в конце нектару, что пробуждает человека к самоосознанию, является счастьем в гуне благости/добродетели».
Комментарий: В стремлении к самореализации, человек должен следовать многим правилам и предписаниям, чтобы владеть своими чувствами и умом, направляя последний на душу. Все эти процессы очень сложны и горьки, подобно яду, но, если человек успешно следует предписаниям и поднимается до трансцендентного положения, он начинает вкушать подлинный нектар и наслаждается жизнью.
(P.S. О.И.: у Бабы есть пример с манго: «зеленый он горький (это по поводу человека, который находится в гуне тьмы – его опыт горький), потом мы подрастаем по воплощениям, и манго становится кислым (гуна страсти, она на эмоциях, появляется кислый вкус этой жизни, недовольство жизнью), но когда я начинаю своей жизнью заниматься, развиваться, вкус манго становится сладок неимоверно»)
Текст 38:
«То счастье, которое возникает от соприкосновения чувств с их объектами, вначале, подобное нектару, а в конце яду, имеет природу страсти».
Комментарий: Молодой человек встречает девушку и чувства побуждают его смотреть на неё, прикасаться к ней и вступать в интимные отношения. Сначала это может доставлять большое чувственное удовольствие, но с течением времени, такие отношения становятся подобными яду. Молодые люди расстаются или разводятся. Всё это сопровождается скорбью и печалью. Такое счастье относится к гуне страсти.
Счастье, достигнутое на основе взаимодействия чувств с объектами чувств, всегда является причиной страданий и его следует избегать, во что бы то не стало.
Текст 39:
«То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала и до конца, проистекающее из сонливости, лености и иллюзии имеет природу невежества».
Комментарий: Человек, находящий удовольствие в праздности и сне, безусловно пребывает в гуне тьмы. И тот, кто не имеет представления о том, как надо действовать, а как не надо, также находится гуне невежества.
Для человека в гуне невежества всё иллюзия. Для него нет счастья ни в начале, ни в конце. Человек в гуне страсти может испытывать некоторое призрачное счастье вначале и подвергаться страданию в конце, но пребывающий в гуне невежества, несчастен постоянно, как в начале, так и в конце.