Новый день, новые планы. Сегодня мы хотим съездить в Палангу. В том далеком 2008 мы уже были там: прошлись по пешеходной улице Басанавичяус, потоптали своими ногами мол (до конца не дошли), ну и все. В этот раз планы у нас более обширные. Не, пешеходная улица и мол в них тоже есть, но еще на карте у нас стоят отметки некоторых музеев, может, удастся что посмотреть.
Ну да, день новый, завтрак старый. Разве что Майе позволяет себе некоторые вариации на тему лосося и творога. Я же стабилен (или консервативен?) с выбором.
Едем по Клайпеде по навигатору, не имея ни малейшего представления ни о городе, где мы едем, ни о направлении, в котором едем. В какой-то момент справа от дороги я вижу очень высоко (для этих мест) в небе крест и очень непривычного вида церковь. Не имея ни малейшего понятия что это, на ближайшем перекрестке поворачиваем и через пару минут паркуемся (наверное, на бесплатной парковке, но это вряд ли) возле ворот на территорию.
Теперь то мы знаем, что это такое.
1. В 1458 году 3 октября в семье польского короля Казимира IV Ягайлайтиса и Эльжбеты Габсбургайте, в Кракове, в королевском Вавельском замке, рано утром родился второй сын, король Казимеж, будущий святой, а пока — литовский княжич и польский королевич. Казимеж является потомком рода Гедиминасов. Подробное жизнеописание тут пропускаю В 1483 году король Казимеж приехал в Литву навестить своего отца. Почти целый год король провел в Вильнюсе. Зимой он сопровождал отца в Сейм в Любшине, но узнал, что тот болен сухостью во рту (скорее всего, туберкулезом). Врачи посоветовали молодому человеку, живущему в королевской среде, игнорировать любую мораль, не искать лекарств, а сблизиться с молодой женщиной, чтобы спасти свою жизнь. Казимеж ответил, что лучше умереть, чем согрешить. В 1484 году 4 марта он рано утром скончался. В канонизации Казимира играла основную роль политика. У Литвы не было «своего» святого. В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.
2. Церковь, как и весь здешний приход, «свежие». Клайпедский приход Святого Казимежа был основан в 1992 году епископом Тельшяйским. Через пятнадцать лет тот же Тельшяйский епископ, но уже другой, освятил Св. Церковь Казимира. Местом для церкви выбрали бывшие резиденции прусского короля Фридриха Вильгельма III и его жены королевы Луизы, а также поместья Королевской рощи.
3. Далее фантазия архитекторов и интерпретаторов не знает границ. Итак, по описаниям: посвящение прихода и церкви св. королю Казимежу нашли отголосок в архитектуре костела – композиция башен костела создает впечатление короны. А вот еще: идея Казимежской церкви тесно связана с уникальностью Клайпеды, как портового города – форма церкви напоминает корабль, три башни, соединяющие разные части церкви в единое целое, подобны развевающимся парусам веры, надежды и любви.
Вокруг погуляли, впечатлились. Внутрь не пошли, и времени особо не было, и звуки изнутри намекали на то, что там что-то происходит.
Дорогу от Клайпеды до Паланги игнорируем, там всего порядка 25 километров. Плохо говорить не хочу, а хорошего ничего не вспоминается. Не зашли у меня литовские дороги, особенно с их камерами по расчету средней скорости.
Навигатор вывел на первый объект в Паланге, запланированный для посещения. Нашел парковку. Тут с этим сложно. Мало. Везде платно. И, судя по всему, почти везде можно заплатить только с использованием смартфона. У меня с собой все было, в том числе и приложение (мы же в Ниде были, там и скачал).
В первую очередь это — Ботанический парк. Но именно как в ботанический, мы сюда не идем.
Сначала немного истории. Что такое «Паланга»? Есть версия, что слово «Паланга» происходит от балтского корня, обозначающего низкое, заболоченное место. Вот именно такое заболоченное местечко на берегу Балтийского моря в 1824 покупает полковник царской армии граф Миколас Тышкевич. Забегая в будущее — именно благодаря роду Тышкевичей к концу ХIX века Паланга превращается в модный морской курорт. В 1891 году граф Феликс Тышкевич наследует родовое поместье. В 1897 году закончено строительство дворца, вокруг которого был основан пейзажный парк. Для создания парка граф пригласил известного французского архитектора-пейзажиста. Три летних сезона провел он закладывал этот парк. И именно в этом дворце расположена основная цель нашей поездки — Музей янтаря.
Майечка распахивает калитку (шучу, она, конечно же, уже распахнуты до нас), и мы заходим в парк. Но идем не сразу во дворец, а делаем небольшой крюк.
Сначала хотим посмотреть сад(?) с красивыми клумбами и скульптурами, которые создают композицию «Четыре сезона». Какая девушка какому сезону соответствует, каждый вправе определять самостоятельно поскольку мы не понимаем ни слова на литовском
Дворец хорош, именно такой, как на всех своих фотографиях, которых полно в интернете. С хорошей скидкой, как пенсионеры, покупаем билеты (хотя ID пришлось показать, чтобы убедить, что некоторые из нас уже достигли возраста получения положенных скидок).
Янтарный музей оправдал все ожидания, даже более того. Особенно, с учетом свежих знаний, полученных вчера в Ниде от той симпатичной экскурсоводши (экскурсоводки? с этими современными феминитивами я не могу пока разобраться). Так вот, с учетом тех знаний, смотреть экспозицию намного понятнее и интереснее (или же понятней и интересней?)
Особенно приятно, что тут есть кафе. За чашечкой отличного кофе можно дать отдохнуть ногам, которые уже успели сегодня прошагать много сотен шагов и прошагают еще больше (а куда они денутся!)
Вид на парк с фасадной части дворца …
… и вид на парк с тыльной части того же дворца
Возвращаясь к машине, не перестаем впечатляться деревьями. Они очень большие, как нам кажется. Литва точно отличается своими деревьями от Эстонии — тут они в среднем намного больше.
Переехали на новую парковку. Еле нашли, куда приткнуться. Парковка частная, и тут, наоборот, смартфон не работает, а можно платить только железными монетами, оплачивая время стоянки авансом. Прикинули, что нам хватит пары часов.
Плюс этой парковки — она совсем рядом с улицей с тем самым названием — Басанавичяус. Которая вся из себя пешеходная, состоящая из одних только кафе, магазинов и прочих мест для вытягивания денег из кошельков гостей города. Она прямая, ведет к морю и продолжается еще по тому, что тут называется Морской мост, хотя на самом деле это пирс.
По дороге к пирсу-мосту не можем пройти мимо Колеса обозрения. Детство взыграло в … эээ .. ну где там детство взыгрывает. Заплатили совсем не детские деньги — по 15 евро на каждого за 3 оборота, дождались очереди и поехали …
Что самое лучшее после колеса? Не знаю, как правильно тут называются эти шарики, но это наши пончики, просто другой формы. Восхитительно!
Контрольный выстрел, сахарная бомба — заход в молочное кафе. Майе получила привычный коктейль из мороженого с соком и сиропом киви. Я попросил молочный коктейль и получил что-то теплое и сладкое в детском стаканчике. Майе свой коктейль выпила с удовольствием, а я вот попробовал выпить свой … гадость.
Вернулись в гостиницу, немного отдохнули. Нас ждет продолжение выполнения плана — хотим поужинать в ресторане Meridian, который в том самом паруснике на реке.
История баркентины «Меридиан» началась в Финляндии в 1944 году, во время Второй мировой войны. После подписания мира с СССР, Финляндия обязалась возместить военные убытки на сумму 300 миллионов золотых долларов. В том числе на сумму 66.2 миллиона — построить новые суда для флота СССР. По этому соглашению были построены учебные парусники, торговые и рыболовецкие суда. «Меридиан» был заложен в феврале 1947 года на судоверфи в Турку и передан в Клайпедское мореходное училище в качестве учебного судна в октябре того же года. До 1968 года это было учебное судно. Потом следует «смутный» период его биографии, пока в 2014 году корабль не превратился в современный ресторан.
Народу почти никого. Сделали заказ, смиренно ждем, потому как кушать хочется.
Пока ждем основное, нам принесли по пиву. Холодное, густое … волшебное!
Мы решили оттянуться по моллюскам. Ну, то есть Майе ограничилась только мидиями (у нее их больше), а я сначала прошелся по улиткам, а потом «заполировал» все это дело осьминогом. Не очень мне понравилась подача улиток. До сих пор мне приходилось есть улиток по-бургундски. Это были улитки, фаршированные смесью сливочного масла, чеснока и петрушки, и подавались они в эскарготнице — это круглое блюдо с углублениями. Есть такое надо с помощью щипцов и вилки с двумя зубчиками. Тут же улитки, приготовленные по тому же рецепту, лежали на блюде в горке из соли, никаких щипцов не было, а вместо вилки была «шпажка». Неудобно все — держать горячую улитку в руках, выковыривать ее не двумя гнутыми зубчиками, а одной прямой шпажкой. Но все равно очень вкусно! Ну и, поскольку улиток было всего 6, я дополнил ужин жареным осьминогом, вернее, его щупальцем (?). Вот это было сделано вообще мастерски!
После еды — небольшая прогулка по судну. С фотографиями на память.
И пора идти отдыхать, поскольку завтра нас ждет дорога домой, практически без остановок до Таллина, порядка 650 километров.
Маленький отпуск в Балтии. День первый. Дорога Эстония — Латвия. 18 августа 2024 года.
Маленький отпуск в Балтии. День второй. Дорога Латвия — Литва. Клайпеда. 19 августа 2024 года.
Маленький отпуск в Балтии. День третий. Kuršių nerija, она же Куршская коса. 20 августа 2024 года.
Маленький отпуск в Балтии. День четвертый. Паланга. 21 августа 2024 года.
Маленький отпуск в Балтии. День пятый, он же последний. Едем домой. 22 августа 2024 года.