(Бхагавад Гита, гл.18, «Совершенство отречения», тексты 19-22)
Текст 19:
В соответствии с разными гунами материальной природы, существует три вида знания, деятельности и исполнителя деятельности. Услышь же от Меня о них.
Комментарий: В 14 главе были подробно описаны три гуны материальной природы. Там было сказано, что гуна благости просветляет, гуна страсти материалистична, а гуна невежества приводит к лености и вялости. Все гуны материальной природы связывают человека, не приводя к освобождению.
Человек обусловлен, даже если он находится в гуне благости. (P.S. О.И.: идет по карме)
В 17 главе были описаны разнообразные типы поклонения, совершаемые различными людьми в соответствии с их принадлежностью к разным гунам материальной природы.
В этом стихе Господь выражает желание рассказать о различных видах знания(1), исполнителя(2) и самой работы(3) в соответствии с тремя гунами материальной природы.
Текст 20:
Знание, посредством которого человек видит единую духовную природу во всех живых существах, хотя и разделённых на бесчисленные формы, является знанием в гуне благости.
Комментарий: Тот, кто видит единую душу в каждом живом существе, будь то полубог, человек, животное, птица, хищник, обитатель вод или растение обладает знанием, относящимся к гуне благости.
Во всех живых существах присутствует та же душа. Несмотря на то, что в зависимости от своей прошлой деятельности, все имеют разные тела.
Как указано в седьмой главе Гиты, проявление жизненной силы в каждом теле проистекает из высшей природы Всевышнего Господа.
Таким образом, способность видеть эту высшую природу, эту жизненную силу в каждом теле присуще гуне благости. Эта жизненная энергия бессмертна несмотря на то, что тела подвержены разрушению.
Различия воспринимаются по отношению к телам. Поскольку в обусловленной жизни существует множество форм материального существования, жизненная сила кажется разделённой. Такое имперсональное знание также является аспектом самореализации.
Текст 21:
Знание, посредством которого человек видит в каждом теле определённый вид живого существа, считается знанием в гуне страсти.
Комментарий: Представление, согласно которому живое существо отождествляется с материальным телом и которое предполагает, что с разрушением тела уничтожается и сознание, считается знанием в гуне страсти.
В соответствии с таким знанием, отличие одного тела от другого определяется развитием в них различных видов сознания.
Иными словами, вне тела не существует отдельной души, проявляющей сознание. Тело якобы само является душой и не существует отдельной души, стоящей за телом. Согласно такому представлению, сознание временно. Также существует мнение, что нет индивидуальных душ. Есть всепроникающая душа, которая исполнена знания, а тело является проявлением преходящего невежества или же вне тела не существует ни особой индивидуальной души, ни души Верховной. Все представления такого рода считаются порождениями гуны страсти.
Текст 22:
Знание очень скудное, не отражающее истину и порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, считается знанием в гуне тьмы.
Комментарий: Так называемое знание, которым обладает обыкновенный человек, всегда относится к гуне тьмы или невежества, ибо каждое живое существо в обусловленной жизни рождается в гуне невежества.
Тот, кто не развивает своё знание, обращаясь к авторитетным источникам или к наставлениям священных писаний, располагает знанием, которое ограниченно его телом. Он не заботится о том, чтобы действовать в соответствии с указаниями священных писаний. Для него Бог – это деньги, а знание сводится к удовлетворению потребностей тела.
Такое знание не имеет отношения к Абсолютной Истине. Оно более ли менее, подобно знанию, которым обладают животные. Знанию о том, как есть, спать, защищаться и спариваться. Такое знание описывается здесь, как порождение гуны тьмы.
Иными словами, знание, касающееся духовной сущности, за пределами этого тела, называется знанием в гуне благости.
Знание, приводящее к построению многочисленных теорий и доктрин, посредством обычной логики и умственных спекуляций порождено гуной страсти, а знание, направленное только на поддержание своего тела, относится к гуне невежества.