(Бхагавад Гита, гл.18, «Совершенство отречения», тексты 15-18)
Пять факторов деятельности таковы: место действия (тело физическое), исполнитель (душа), различные чувства (астральное тело,3-е), всевозможные усилия (карма, 4 тело, действия) и, в конечном счёте, Параматма.
Текст 15:
Эти пять факторов являются причиной любого действия, как правильного, так и неправильного, совершаемого человеком посредством тела, ума или речи.
Комментарий: Очень важными в этом стихе являются слова – правильный и неправильный. Правильные поступки – это те, которые согласуются с наставлениями писаний, а неправильные противоречат установленным в них принципам. Но эти пять факторов необходимы для полного осуществления любого действия.
(P.S. О.И.: все, что я делаю, я делаю на самом деле правильно, если делаю это под руководством Господа; что-то я уже самостоятельно различаю, а что-то меня подталкивают сделать, и, если какие-то неправильные действия совершаю, то это тоже для того, чтобы я научилась отличать хорошее от плохого, и опыт, который нам дается, учит делать правильные поступки).
Текст 16:
Поэтому тот, кто считает, что он действует независимо, не принимая во внимание эти пять факторов, безусловно не слишком разумен и не способен видеть вещи в истинном свете.
Комментарий: Глупый человек не может понять, что Параматма пребывает в нём как друг и направляет его действия. Если материальными причинами являются место (тело), исполнитель (душа, индивидуальность), усилия и чувства (действие), то высшая причина – это Всевышний Господь, Личность Бога. Поэтому следует видеть не только эти четыре материальные причины, но также и высшую причину.
Тот, кто не знает о Всевышнем Господе, думает, что он сам совершает любую деятельность.
Текст 17:
Всевышний Господь сказал: Кто не действует под влиянием ложного эго, чей разум чист, тот даже убивая, по сути, не совершает убийства, и его поступки не имеют для него последствий.
Комментарий: В этом стихе Господь сообщает Арджуне, что его нежелание участвовать в сражении порождается ложным эго. Арджуна считал, что только он сам совершает какие-то действия и не принимал во внимание повеление Всевышнего, исходящее как изнутри, так и извне.
Но если человек не знает о наличии высшего повелителя, то какой смысл ему действовать? Тот же, кто знает об орудиях действия, о себе, как исполнителе и о Всевышнем Господе, как высшем повелителе, совершенен во всякой деятельности.
Такой человек никогда не впадает в иллюзию. Личная деятельность и ответственность возникают из ложного эго и безбожия или отсутствия Сознания Кришны. Любой человек, действующий в Сознании Кришны, под руководством Параматмы, то есть Верховной Личности Господа, даже убивая, не совершает убийства, и его не затрагивают последствия его поступков.
Солдат, убивающий по приказу вышестоящего офицера, не подлежит осуждению, однако, если солдат совершает убийство по собственной прихоти, он безусловно подлежит суду.
Текст 18:
Существуют три причины, побуждающие к совершению деятельности: знание, объект познания и познающий, а чувства – действия и исполнитель являются тремя составляющими деятельности.
Комментарий: Три побудительные причины лежат в основе повседневной деятельности: знание, объект познания и познающий.
Средство для совершения деятельности, сама деятельность и исполнитель называются составными частями деятельности.
Любая работа, совершаемая каким-либо человеком, включает в себя эти элементы. Перед выполнением некоторой работы имеется определённый импульс, называемый вдохновением. Любое решение, принятое до осуществления замысла, представляет из себя тонкую форму работы. Затем работа выражается в действии.
(P.S. О.И.: вам сначала «прилетает» в голову идея, потом вы делаете).
Сначала вы проходите через психологический процесс мышления, чувствования и желания. Это называется побуждением. Вдохновение имеет ту же природу, если оно исходит из священных писаний или из наставлений духовного учителя. Когда имеется и вдохновение, и исполнитель, то совершается само действие, при помощи чувств и ума, который является центром чувств.
Сумма всех составляющих действия называется совокупностью действия.
(P.S.
Любовь должна стать импульсом внутри тебя. И когда ты будешь действовать таким образом, ты cможешь действовать без привязанности к плодам своего труда.
Потому что, когда я люблю Кришну и ради Него действую, то моя деятельность называется бхакти, служение.
Когда я не люблю Кришну, то моя деятельность называется карма.
Кришна говорит: «Все так просто – действуй, полюби, стань счастливым» )