Вечер, пятница. В желании как-то не очень скучно провести субботу я гуглю в очередной раз «прибрежный ресторан эстония». В длинном списке результатов случайным образом кликаю на ссылку: На берегу: 23 ресторана в Таллинне и других городах с красивым видом на море Среди знакомых названий натыкаюсь на что-то незнакомое:
VIINISTU. Меню ресторана, расположенного в рыбацкой деревеньке, предлагает рыбу, выловленную в окрестных заливах и рыбные блюда, приготовленные по всем традициям жителей побережья. При хорошей погоде и богатом улове также можно отведать копченой рыбы в ресторанной коптильне.
Да это же супер! Полез на сайт ресторана и с удивлением прочитал, что там не только ресторан, но и музей! Да и называют они себя не иначе как «арт-гавань».
Между прочим, местные считают годом рождения поселка 1372 год. Названия этого места были разные, но похожие — «Винист, Вийнис, Винисто, Винист, Виннист, Виннистпяя, Винисту, Винисто».
По легенде первыми тут поселились два брата из Финляндии Хейкки и Ааду. До сих пор деревня делится на две части — Хейгиотс и Аадуотс. К деревне относится еще и остров Мохни, который виден в море в 4х километрах. Как и многие прочие деревни с этого побережья, она богатела на контрабанде. Соль, одежда, спички. Позже — спирт.
Вот в такое место мы направились, чтобы посмотреть картины в частном музее — единственном частном художественном музее в Эстонии. Обширная коллекция произведений искусства принадлежит Яану Маницки. Она действительно обширная: в экспозиции более чем четыреста произведений. Все это работы эстонских художников с 19 века до наших дней.
Ехать не очень далеко — минут 50-60 от нашего дома. Первое удивление — заполненная парковка. Нда, не мы одни решили приехать сюда в субботу. Ну, и необычная архитектура сразу привлекает внимание. Как я потом понял, эти здания сделаны в форме бочек, поскольку музей занимает помещение бывшей рыбокоптильной фабрики.
На земле хаотично расставлены 75 вылитых из бетона чемоданов с именными табличками. Стоят они здесь с 2004 года, когда художник по имени Джон Смит (псевдоним дуэта Марко Мяэтамма и Кайдо Оле) создал это произведение для XIII Таллиннской триеннале графического искусства. Именно в этом месте чемоданы и ящики стояли и в 1944 году, когда большая часть местных жителей, в том числе семья владельца этого комплекса и музея, погрузила свои вещи в лодки и бежала из страны через море.
Небольшое отступление про музей и его владельца. Я этого ничего не знал, естественно. Но, вернувшись домой, мы весь вечер искали и читали статьи про это необычное место.
Итак. Кто? Яан Маницки. Это очень необычный человек. Яан Маницки родился именно тут, в этой деревне, в 1942 году. В 1944 его семья бежала сначала в Финляндию, а затем в Швецию. Маницки вырос в Швеции и несколько лет работал в банковской сфере. Примерно в 1975 году он стал финансовым менеджером ABBA. За 10 лет его состояние в 10 млн шведских крон превратилось в состояние в 1 млрд крон. Ну и потом он все удачно продал. В Эстонию Маницки впервые приехал только в 1989 году. А уже в 1992 году министр иностранных дел Леннарт Мери предложил ему занять его место.
До распада СССР тут располагалась рыбокоптильная фабрика. После ликвидации колхоза люди остались без работы, но Маницки снова запустил отрасль. Потом Россия ввела эмбарго на местную продукцию. В очередной раз деревня оказалась в кризисной ситуации. Тогда Маницки отремонтировал гавань, построил гостиницу, а в 2012 году на месте бывшей рыбокоптильной фабрики открыл художественный музей. В коллекцию на тот момент входило порядка 300 картин. К слову, сейчас в коллекции Маницки — более 1000 работ.
Его портрет скромно занимает место в углу зала, задвинутый за рояль.
Описывать музей и картины не буду. Я старый солдат и не знаю слов любви Я не искусствовед и не умею передавать, что хотел сказать нам художник с помощью вот конкретно этого цветного пятна. Могу передать общее впечатление — понравилось. Даже не знаю что и почему … Но что-то все эти картины задели, и я совершенно определенно с удовольствием посещу этот музей еще раз.
Картины расположены не по авторам и не по датам, а по темам. Ну, почти все картины.
Море, мое море — Meri, mu meri
Eduard Wiiralt. Его картины я увидел еще школьником, каким-то образом мы купили набор (альбом) его работ, и они произвели на меня сильное впечатление. Мне нравятся его работы, особенно почему-то его женщины. И бесподобный верблюд!
Немного юмора. Как быть святым Себастьяном. Показан необходимый инвентарь (стрелы — 4 шт, дерево — 1 шт, тряпка — 1 шт) и инструкция.
Немного юмора. Как быть святым Мигелем. Показан необходимый инвентарь (крылья — 2 шт, меч — 1 шт, нимб — 1 шт) и инструкция.
Персоны. Портреты и автопортреты.
Никогда не догадаетесь, но название этой картины — «Лыжница». Опасно, судя по всему, кататься на лыжах в эстонских лесах. Или такая зима жаркая?
Периодически встречаются окна с различными видами, как будто экспонаты музея. Даже стульчик всегда рядом, чтобы было на чем посидеть и полюбоваться морем.
А вот эта работа называется «Эстонец»
Ряд работ, трактовать которые можно как хочется. Ну или надо читать про них, кто, когда и зачем вот это сделал (сотворил)
Отдельный зал, носящий название мастерской Юри Аррака. Именно с его картины началась коллекция Маницки. К сожалению, он умер в 2022 году.
Вот этот рабочий график мне понравился. И с юмором и так познавательно!
Немного голых женщин. Куда же без них! Ну или мужчин …
Разное. Уже не помню, к какой группе все это относится.
А это вид на внутренний дворик музея. Само здание построено вокруг гигантского валуна.
До выхода остается еще немного! Тот момент, когда от обилия картин и попыток все это понять и объяснить мозг начинает уставать. По крайней мере, мой мозг. Так что я фотографирую самые яркие и самые обратившие на себя внимание работы.
Последняя … Висит на дверью, самая маленькая но в самой «бохатой» раме …
А дальше у нас была попытка присоединиться к «празднику вкуса» в местном ресторане. Но, увы, столь отвратительного обслуживания в Эстонии я еще не встречал. С третьего обращения к официантке нас посадили и дали меню … А потом час нас никто не замечал, и к нам никто не подходил, хотя официантки постоянно были «очень» заняты. ..Через час я сказал спасибо официантке и мы ушли. Чаевых мы не оставили …
Зато хорошо прокатились, полюбовавшись красивой природой. Ну а домашний ужин компенсировал отсутствие ресторанной еды.
Удивительное место! Получила колоссальное удовольствие от прочтения ! Мои благодарности!