(Бхагавад Гита, гл.17, «Разновидности веры» 11-16)
Кришна сказал:
«Жертвоприношение, совершаемое в соответствии с наставлениями шастр из чувства долга и теми, кто не стремится к награде, находится в гуне благости/добродетели».
В большинстве случаев жертвоприношения совершаются в расчёте на какую-то выгоду, однако здесь говорится, что при этом не следует иметь подобных желаний. Жертвоприношения нужно совершать из чувства долга. Нужно ходить в храм или церковь, повинуясь долгу, выражать почтение Верховной Личности Господа и предлагать Ему цветы и пищу, без просьб к Нему.
Шастры не рекомендуют поклоняться Господу ради получения материальных благ. В храм следует направляться, чтобы выразить уважение Личности Бога. Это поднимет человека до гуны благости.
Долг каждого цивилизованного человека – следовать наставлениям шастр и склоняться в почтении перед Верховной Личностью.
«Знай, что жертвоприношение, совершённое ради какой-либо материальной выгоды или из гордости находится в гуне страсти».
«Любое жертвоприношение, исполненное без соблюдения священных предписаний, без раздачи прасада (духовной пищи), без пения Ведических гимнов, без веры и без вознаграждения священников, относятся к гуне невежества».
Вера в гуне тьмы или невежества – по существу является безверьем. Иногда люди поклоняются какому-нибудь полубогу только для того, чтобы заработать деньги и истратить их на развлечения. Такие жертвоприношения способствуют развитию демонического склада ума и не являются благом для человеческого общества.
«Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, таким как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии и ненасилии».
Бхагавад Гита говорит о трёх видах аскез, которые относятся к телу.
- Следует оказывать почтение или учиться это делать по отношению к Верховной Личности Бога, полубогам, достойным брахманам и духовному учителю, а также таким старшим, как отцу, матери или любому человеку, познавшему Веды.
- Человек должен соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту и научиться простоте в поведении. Не следует делать того, на что нет указаний в священных писаниях.
- Нельзя вступать в половые отношения вне брака, ибо писания дозволяют это делать только в браке. Это называется целомудрием.
Таковы разновидности аскез и воздержаний, относящихся к телу.
«Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном повторении Ведических гимнов».
- Человек не должен своей речью приводить в беспокойство умы людей. Конечно учитель, ради воспитания своих учеников, может говорить всю правду, но тот же учитель не должен говорить, что-то людям, не являющимся его учениками. Если это возбудит их ум.
- Кроме того, не следует говорить бессмысленные вещи. В духовных кругах считается, что следует говорить лишь то, что находит подтверждение в писаниях, цитируя при этом авторитетный источник, чтобы обосновать свои слова.
- В то же время речь должна быть приятна для слуха. Такие беседы способствуют возвышению человека и всего человеческого общества.
Существует неограниченное количество ведической литературы и нужно изучать её. В этом состоит воздержание речи.