(Бхагавад Гита, гл.17, 5-10)
Кришна сказал:
«Кто из гордости и эгоизма налагает на себя суровые аскезы и эпитимии, не упомянутые в шастрах, кто побуждаем вожделением и привязанностью, кто глупо терзает части своего тела, как и Параматму в нём, является демоном».
Есть люди, изобретающие различные виды аскез и эпитимий, не установленными священными писаниями. Так, например, голодание, ради достижения какой-либо цели, в частности из политических соображений, не упоминается в наставлении священных писаний, которые рекомендуют пост ради духовного прогресса, а не ради каких-либо иных целей.
Люди же руководствуются гордостью, ложным эго, похотью и привязанностью к материальным удовольствиям. Такие действия вызывают беспорядок в работе органов тела, они беспокоят Саму Верховную божественную личность, пребывающую в этом теле.
Такие действия не одобряются Верховной Личностью и являются оскорблением Верховной Личности Господа, ибо они противоречат ведическим предписаниям.
Не нужно забывать, чем кончают демоны. Господь вынуждает их рождаться вновь и вновь во чреве демонов, поэтому они будут жизнь за жизнью сохранять свою демоническую природу, не зная о своей связи с Верховной Личностью. Если, однако демону повезёт и он встретится с духовным учителем, способным направить его на путь ведической мудрости, он сможет освободиться из этих оков и в конце концов достичь высшей цели.
«Также и пища, которую предпочитает каждый человек, бывает трёх видов в зависимости от гун материальной природы. То же относится и к жертвоприношениям, аскезам и благотворительности»
Сумевший аналитическим путём понять в рамках каких гун осуществляются определённые действия, поистине мудр. Тот же, кто думает, что все типы жертвоприношений, пища или благотворительность находятся на одном уровне, неразборчив и глуп. Они изобретают свои собственные пути и сбивают людей с толку.
1.«Пища сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу, дорога тем, кто находится в гуне благости. Такая пища увеличивает продолжительность жизни, очищает существование и даёт силу, здоровье, счастье и удовлетворение.
2.Пища слишком горькая, слишком кислая, солёная, пряная, острая, сухая и горячая, дорога тем, кто находится в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезнь.
3.Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся и испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов, приятна тем, кто находится в гуне тьмы».
Цель пищи – увеличить продолжительность жизни, очистить ум и дать физическую силу. В этом её единственное предназначение.
В прошлом великие авторитеты выбирали такие виды пищи, как молочные продукты, сахар, рис, пшеницу, фрукты и овощи. Такая (саттвическая) пища очень нравится людям, пребывающим в гуне благости (добродетели).
Некоторая пища, как например, печёная кукуруза и чёрная патока, не очень вкусны сами по себе, однако их можно улучшить, добавив молоко и другие продукты. В этом случае она приобретает качества благости. Эта пища чиста по своей природе и очень отличается от таких отвратительных продуктов, как мясо или алкоголь.
Маслянистая пища не включает в свой состав жир, получаемый в результате убиения животных. Животный жир присутствует в молоке, которое является самым удивительным видом пищи. Молоко, масло, сыр и подобные продукты обеспечивают животным жиром, исключая всякую необходимость убивать невинные существа. Убийство естественно лишь для тех форм жизни, которые стоят ниже человеческой. Белок в больших количествах можно получить также из гороха, дала, цельного зерна и так далее.
Пища соответствующая гуне страсти горькая, чересчур солёная, слишком острая или с чрезмерным количеством красного перца вызывает недомогания, уменьшая количество слизи в желудке и приводит к болезням.
Пища в гуне невежества или тьмы в основном несвежая. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до еды, исключая прасад (пищу, предложенную Господу), относится к гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища испускает дурной запах, привлекательный для людей, пребывающих в данной гуне, но отвратительный для того, кто находится в гуне благости. Она способствуют заражению организма и болезням.
Остатки пищи можно есть только в том случае, если они часть предложенного Всевышнему Господу или если её ели святые люди, в особенности духовный учитель.
Прасад. Лучшей пищей являются остатки предложенной Верховной Личности Бога. В «Бхагавад Гите» Всевышний Господь говорит, что Он принимает пищу, приготовленную из овощей, муки, молока, если она предлагается с любовью и преданностью.
Известно также, что прасадан должен быть приготовлен особым образом. Можно есть любую пищу, приготовленную согласно наставлениям писаний и предложенную Верховной Личности, даже если она приготовлена очень давно, ибо эта пища трансцендентна.
Таким образом, чтобы сделать пищу чистой, съедобной и вкусной для всех людей, нужно предложить её Верховной Личности Господа.