Божественные и демонические натуры (ч. 3., Б.Г.16.4-10)
«Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой».
Эти качества — прямая дорога в ад.
Демоны, несмотря на то, что сами не следуют религиозным принципам, хотят показать свою религиозность и духовное развитие. Они всегда проявляют высокомерие и гордость, кичась своим образованием и богатством. Такие люди хотят, чтобы другие поклонялись им, и требуют к себе почтения, хотя на самом деле вовсе не заслуживают его. Они приходят в сильный гнев из-за пустяков, и речь их груба. Они не знают, как следует и как не следует поступать (невежество).
Каждый поступок они совершают по собственной прихоти и руководствуются при этом лишь своими желаниями. Они не признают авторитетов. Такие люди приобретают демонические свойства еще в самом начале своей жизни, во чреве матери, и по мере роста проявляют все эти неблагоприятные качества.
Тело и черты характера во чреве собираются в соответствии с прошлыми «заслугами». И матери, и отцу: дети уже пришли «такими».
«Божественные качества ведут человека к освобождению, тогда как демонические сковывают».
«Тебе, о сын Панду (пандавы), не о чем беспокоиться, ибо ты от рождения наделен божественными качествами», сказал Кришна Арджуне.
Господь Кришна ободрил Арджуну, сказав, что ему от природы не присущи демонические качества. Его участие в битве не было проявлением демонических наклонностей, поскольку он тщательно взвешивал все «за» и «против». Он размышлял над тем, можно ли убивать столь почтенных людей, как Бхишма и Дрона, следовательно, его действия не были продиктованы гневом, желанием дешевой славы или грубостью.
Поэтому Арджуну никак нельзя отнести к категории демонов. Для кшатрия, воина, поражать врага стрелами — духовное занятие, а избегать исполнения долга — проявление демонических наклонностей. Поэтому у Арджуны не было причин для скорби.
Каждый, кто следует правилам, регламентирующим жизнь своего сословия, находится на трансцендентном уровне.
«В этом мире существует два вида сотворенных существ. Одни называются божественными, а другие – демоническими».
Те, которые по натуре наделены божественными качествами, ведут упорядоченную жизнь, то есть придерживаются наставлений, даваемых в шастрах и исходящих от авторитетов. Следует исполнять свои обязанности, руководствуясь авторитетными писаниями. Такое мышление называется божественным.
Не следующий регулирующим принципам, изложенным в шастрах, и действующий по собственной прихоти, называется демоном, или асурой.
Единственным критерием, определяющим природу человека, является выполнение им регулирующих принципов, данных в шастрах.
В ведической литературе сказано, что и полубоги, и демоны рождены от Праджапати, и разница между ними состоит лишь в том, что одни следуют ведическим писаниям, а другие — нет.
«Демоны не знают, что следует делать, и что — не следует. В них нет ни чистоты, ни достойного поведения, ни правды».
В каждом цивилизованном человеческом обществе имеется определенный свод правил и принципов. Демоны не знакомы с нормами и не следуют им, у таких людей отсутствует вера, они не чисты ни внешне, ни внутренне.
Человек должен тщательно следить за чистотой своего тела, мыться, чистить зубы, менять одежду и т.д. Для внутренней чистоты нужно помнить святые имена Господа, повторять махамантру: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Демоны не любят этих правил внутренней и внешней чистоты и не придерживаются их. Что касается поведения, то существует множество правил и предписаний, определяющих поведение человека. Они, например, изложены в «Ману-самхите», представляющих собой свод законов человеческого общества, которым индусы следуют и поныне.
В «Ману-самхите» говорится, что женщине нельзя предоставлять свободу. Они, как дети, их следует опекать на каждой стадии их жизни. В детстве женщина должна находиться под покровительством отца, в молодости – мужа, а в старости – своих взрослых сыновей.
Таковы правильные нормы поведения людей в обществе. Однако современное образование, искусственно создало новое представление о женщине, как о независимом существе. И поэтому сейчас институт брака в обществе практически превратился в фикцию.
Таким образом демоны не признают каких-либо предписаний, полезных для общества. А так как они не руководствуются опытом великих мудрецов и не придерживаются изложенных ими принципов их общество находится в плачевном состоянии.