Божественные и демонические натуры (Часть 2.)
Из (Ч.1.):
Верховный Господь сказал:
Бесстрашие (1), очищение своего бытия (2), совершенствование в духовном знании (3), благотворительность (4), владение чувствами (5), совершение жертвоприношений (6), изучение Вед (7), аскетизм (8), простота (9), отказ от насилия (10), правдивость (11), не гневливость(12), отрешенность от всего мирского(13), спокойствие (14), отсутствие стремления злословить (15), сострадание ко всем живым существам (16), отсутствие алчности (17), мягкость (18), скромность (19), решимость(20), целеустремленность (21), способность прощать(22), стойкость(23), чистота(24), отсутствие зависти(25) и стремления к почестям (26) — таковы трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой.
/ Ч.1.продолжение
Ч. 2.
Не гневливость(12): умение подавлять гнев называют акродхой. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.
Отсутствие стремления злословить (15). Слово апаишунам значит, что человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Назвать вора вором — не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.
Скромность (19), хри значит, что человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.
Ачапалам(20), решимость, проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Если попытка заканчивается неудачей, не нужно сожалеть об этом, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути (целеустремленность, 21).
Теджас(22) относится к кшатриям, которые должны быть физически сильными для того, чтобы уметь защищать слабых. Они не должны полностью отказываться от насилия. Там, где насилие уместно, к нему следует прибегать. Однако человек, способный обуздать своего врага, при определенных обстоятельствах может прощать людям незначительные провинности.
Шаучам(24) — это чистота. Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке.
Нати-манита (26), отсутствие стремления к почестям, — качество, которым должны обладать шудры, рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр — почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.
Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными, их дал Господь. Их следует развивать в себе в соответствии с положением, которое мы занимаем в обществе и укладом жизни. Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.