Бхагавад-Гита учит, что, если вы хотите войти в царство освобождения, то есть достигнуть Мокши, вам необходимо овладеть 26 благородными качествами. Но даже если у вас есть хотя бы одно из них, вы получите это право.
Из всех этих добродетельных качеств, описанных в главе о преданности, одним из самых главных является удовлетворённость. Только того, кто всегда доволен, можно считать великим.
Свами часто спрашивает: “Кто самый великий человек в этом мире?”
Ответ: “Тот, кто всегда доволен”.
Поэтому развивайте в себе удовлетворённость.
Не теряйте себя в этом мире, стремясь к мимолётным радостям, непостоянному богатству, положению и роскоши. Пока вы живы, вы можете наслаждаться радостями, которые встречаются на вашем пути.
Пока у вас есть привязанность к телу, у вас будет также оставаться привязанность к месту или к стране.
Пока вы считаете этот мир, созданный из пяти элементов (вода, воздух, земля, огонь, эфир) реальным, вам придётся заботиться о своём теле, которое состоит из тех же пяти элементов.
Но, истинно, не следует напрасно тратить время, думая о таких вещах. Надо всегда помнить о цели.
Вот маленький пример.
Некогда жил очень богатый человек, который путешествовал по всему миру. Он задался целью построить такой дом, равных которому не было бы нигде, дом такого великолепия, которого никто не мог бы себе представить. Это должен был быть особняк типа дворца, который никто и никогда не мог бы себе вообразить, которого никто раньше не видел и о котором никто и никогда даже и не мечтал. Он твёрдо решил построить такое вечное и уникальное здание, даже если это стоило бы ему десятки миллионов рупий. С этой целью из различных стран были приглашены инженеры и архитекторы. В конце концов он завершил строительство этого прекрасного здания, и теперь у него был особняк, который мог удовлетворить людей со всех точек зрения, людей самой различной культуры. Миллионы людей приезжали посмотреть на прекрасное здание. Богач устроил грандиозное открытие этого уникального строения. До торжественного открытия он позвал ряд инженеров и экспертов в этой области и спросил их:
“Вы можете найти хоть какие-то недостатки в этом здании, пусть даже самые мелкие дефекты?”
Они не могли найти ничего подобного. Здание казалось совершенным.
На открытие он пригласил разного рода людей, включая множество богатых граждан и людей высокого положения. Среди приглашённых гостей были истинно мудрые Риши, чьё благословение он хотел получить. Для их пребывания были сделаны тщательные приготовления. Когда они собрались, он молитвенно обратился к ним:
“Я смиренно прошу вас сказать мне, есть ли какие-либо дефекты или недостатки в этом строении?”
Инженеры, построившие здание, задали следующий вопрос:
“Кто может выступить вперёд и указать хотя бы на один недостаток в этом прекрасном здании? Оно абсолютно безупречно, оно великолепно, совершенно уникально и в высшей степени современно”.
В этот момент йог, стоявший в углу, шагнул вперёд и, обратившись к богачу, устроившему приём, сказал:
“Высокоуважаемый господин, я вижу два основных недостатка в этом здании”.
Все собравшиеся были очень удивлены: им было любопытно узнать, что это за недостатки. Богач, которому принадлежал этот дом, сложив руки в мольбе, сказал Махатме:
“Свами, скажи мне, пожалуйста, какие недостатки ты заметил. Все с нетерпением ждут твоего ответа”.
Йог ответил:
“О богатый человек, это те недостатки, за которые не можешь быть в ответе ни ты, ни твои инженеры, рабочие и архитекторы, и не в твоей власти их исправить. Один из них заключается в том, что со временем это здание и всё, что его окружает, рухнет и превратится в прах. Этот недостаток исправить нельзя. Второй недостаток в том, что человек, построивший это здание, тоже умрёт и будет забыт. Этого тоже нельзя изменить. Не осознавая этой истины, ты думаешь, что совершил что-то великое и что твоё достижение без изъяна, но эти недостатки в конце концов восторжествуют”.
Таково положение вещей для людей, которые забывают о смерти, полагая, что будут жить вечно. Только сосредоточивая всё внимание на Атме (на 7-м теле), находящейся в вас, и пребывая в блаженстве и радости, вы всегда будете довольны.
Когда вы достигнете такого состояния, вы будете пребывать в нетленной обители — обители самой Атмы. Нет ничего, что сравнится с обителью Атмы. В отличие от зданий, которые находятся в этом мире, она совершенна и вечна, в ней нет недостатков. Поэтому вам необходимо признать истину, что в этом земном мире всё непостоянно.
Сосредоточьте свой взор и внимание на неизменной Атме. Постоянно занимайтесь духовной практикой для того, чтобы достигнуть этого внутреннего видения.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 23)
PS О.И.: заключение
То, что мы говорили о «самадхи» – от рождения нам дано это состояние; и получив эти знания сейчас, надо учиться так жить.
Баба говорил: «Я дал вам это тело на хранение». «Не тратьте время, не тратьте еду зря», т.е. уметь пользоваться с благодарностью тем, что у вас есть. Всего достаточно.
В Йоге обозначено, что покой равнозначен блаженству. Это 2 стороны медали. Покой перерастает в блаженство. Просто наши органы чувств еще «не заточены» на такое восприятие. И состояние покоя, которое возникает у нас в течение дня – это уже преддверие блаженства. Если мы сумеем в любой ситуации быть в покое, мы можем ощутить самадхи.
Об освобождении. Есть 2 пути – 1., религиозное: смирение и принятие своей изначальной греховности, и 2., тантрическое: Я стараюсь улучшить то, что есть, признавая, что все непросто; но – все во благо, все Божественно, в событиях нет изъяна, я прошу только Милости. Конечно, в течение дня мы немножко как бы эти вещи пропускаем. Но необходима активность, чтобы жить и наводить в своей жизни порядок.
Освобождение – это не о том, чтобы покинуть этот мир («забери меня отсюда, Господи!»), освобождение значит, что в том положении, в котором вы есть, наслаждаться тем, что есть. Потому что везде – Атма, везде – Брахман, везде – счастье. Счастье зависит от твоего внутреннего состояния. Везде – хорошо, когда ты понимаешь, о чем говоришь.
Как добиться любви Бога? Все делать для Бабы. А для мира ты должен быть все время в активности. Этот мир для нас сложнее, чем для монахов. Потому что нам надо и с Богом быть все время, для Бабы стараться, и в миру быть счастливым человеком.
У буддистов, у христиан страдания и боль — необходимые спутники человеческой жизни. Баба говорит: нет, это не так. Все хорошо, когда вы готовы, своим пониманием, что все, что ни случится – все во благо. А страдания и боль существуют, пока ты называешь это страданием и болью. 45 минут урока для неподготовленного ученика – страдание, и там только 15 минут переменки для отдыха, а для подготовленного ученика – все в радость.
Откуда у святых – ясновидение, яснознание? – у них нет желаний. Они говорят: Господь, как скажешь, так и будет. Святой всем доволен, он приподнимается над своими желаниями и видит и чувствует, находится в состоянии самадхи.
О боли в теле. Работа с тонкими телами – это не 5%, которые видимы на физическом уровне, в трехмерности, а 95%, это другие мерности, Атма. И тело, когда мы его повредили, оно живет за счет запаса ци и праны, которые нам на день даны, и зависит этот запас от того, какой по насыщенности ваш день. Врачи с тонкими телами вашими не работают, они работают только с физикой и движения энергий не видят.
Итак: Важна непривязанность, понимание, что то, чем мы владеем, это природные способности наши, как мы этими знаниями заменяем неведение; знания притупляют наши желания – в еде, во сне, в вещах, в отношении к теплу и холоду, проявлению эмоций. Я наполняюсь знаниями, применяю их, проверяю, правда ли, и начинаю в это верить, становлюсь человеком, подготовленным для высоких вибраций