Физический мир, Бхутакаша, состоит из пяти и только из пяти элементов. Бхутакаша инертна и бесчувственна. Однако, ей присущ Божественный Принцип.
Божественный Принцип можно также найти в Читтакаше, ментальном мире, хотя она состоит из тех же пяти элементов (в их тонком аспекте), она тоже инертна и неодушевлённа.
Божественный Принцип дает Бхутакаше и Читтакаше энергию и оживляет их.
Этот Божественный Принцип исходит из Чидаакаши, казуального мира — самого тонкого мира из бесконечных Вселенных.
Чтобы попытаться это понять, рассмотрим отражение в зеркале. Образ или отражение не имеет своего собственного независимого существования. Он двигается только тогда, когда двигается отражаемый предмет.
Весь кажущийся блеск объектов в мире исходит из Чидаакаши, казуального мира, а затем отражается Читтакашей и Бхутакашей, действующими как зеркала. Так же, как сияние солнца отражается луной, сияние, присутствующее в казуальном состоянии (Чидаакаше), отражается в тонком ментальном состоянии (Читтакаше), а затем в плотном физическом состоянии (Б’утакаше).
Теперь, предположим, что вы хотите украсить отражение в зеркале. Разве вы можете это сделать? Когда вы видите своё лицо в зеркале, разве вы можете нарисовать точку на лбу вашего образа в зеркале? Нет, это было бы бесполезным занятием. Вы ставите точку в центре своего лба на своём отражении, но как только вы сдвинетесь, образ тоже сдвинется, и точка, которая была в центре лба, теперь находится около уха. Когда вы двигаетесь в одну сторону, образ в зеркале тоже двигается в эту сторону, и точка уже не находится в центре. Так, как же поставить точку на лоб отражения в зеркале, чтобы она там оставалась независимо ни от чего? Надо поставить точку на самом объекте; тогда можно двигаться в любом направлении или поворачивать зеркало — точка в отражении не сдвинется. Вот маленький рассказ, иллюстрирующий это.
Художник, пытающийся изобразить лик Господа
Некогда жил всемирно известный художник. Он обладал выдающимся талантом портретиста. Как-то он пришёл к Кришне, жившем в то время в Двараке, желая написать Его портрет. С сияющей улыбкой Кришна сказал:
“Если ты хочешь написать Мой портрет, то, без сомнения, можешь приступать. Скажи, что Мне делать”.
Художник отвечал:
“Свами, если бы Ты был так добр, что просто посидел бы в течение часа на одном месте, я сделаю набросок, а позже заполню детали”.
Кришна, не двигаясь, сидел на одном месте. Через некоторое время художник, сделав предварительный набросок, простёрся у Лотосных Стоп, говоря:
“Свами, на сегодня я закончил”.
Улыбаясь, Кришна сказал:
“Когда ты принесёшь готовую картину?”
Художник ответил:
“Свами, завтра к этому же времени я смогу её закончить”.
Всю ночь художник работал и работал без устали над труднейшей задачей написать точное подобие Господа на холсте. Когда на следующее утро картина была написана, художник остался очень доволен своей работой. Он покрыл картину красивой материей и принёс её Кришне. Но, когда сняли материю, оказалось, что за прошедшие 24 часа Кришна полностью изменился. Художник поставил портрет рядом с Кришной. Взглянув на картину, а затем на Кришну, он понял, что сходства между ними очень мало. Кришна тоже посмотрел на картину и заметил:
“Мой дорогой, похоже, что здесь есть ряд неточностей”.
Художник сказал:
“Свами, пожалуйста, прости меня. Позволь мне попытаться ещё раз сделать картину, она будет лучше. Пожалуйста, дай мне ещё один шанс”.
И так продолжалось в течение десяти дней.
Каждый день художник переделывал работу заново, но точный портрет не получался. И вот ему стало очень стыдно; он решил, что будет лучше, если он просто куда-нибудь исчезнет — и он поспешил покинуть город. Когда он выходил из Двараки, по дороге его случайно встретил Нарада, сын Господа Бра’мы. Нарада спросил художника:
“Кажется тебя что-то очень беспокоит. Скажи мне, отчего ты такой несчастный?”
Художник объяснил ему всё, что случилось. Нарада сказал художнику:
“Так, Кришна великий актёр и великий режиссёр. Он разыграл всю эту драму. Просто используя свой художественный метод, ты не сможешь написать Его портрет. Но если ты истинно хочешь преуспеть, тогда прислушайся к моим словам и безоговорочно исполни их”.
Художник согласился сделать точно так, как его научит Нарада. Вернувшись в Двараку, он на следующий день пошёл к Кришне, неся картину, покрытую красивой материей. Он сказал Кришне:
“Свами, в конце концов я смог принести Тебе точную картину Твоего образа. — И продолжал: — Свами, взгляни, пожалуйста. Вот Твоё совершенное подобие. Какие бы изменения ни происходили в Твоём выражении и форме, образ, который здесь можно видеть, верно покажет все эти изменения”.
Затем подготовившись к тому, чтобы снять материю, он сказал:
“Прими это, пожалуйста, как Твой лучший портрет”.
Когда драпировка упала, — открылось просто чистое зеркало.
Если вы хотите написать портрет Господа, который неизменен, такими временными средствами, как кисти, краски и т. п., вы не добьётесь успеха. В Бхутакаше всё мимолётно. Все формы постоянно претерпевают изменения. Такие преходящие формы не могут дать истинного видения неизменного Господа. Если вы хотите получить чистое и неизменное видение Господа, вы сможете это сделать только в чистом зеркале — своём собственном чистом сердце.
Поэтому поиски Господа в Бхутакаше, другими словами, попытка найти Его через изменяющиеся формы, имеющие место в плотной физической Вселенной, — это своего рода иллюзия.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 22)