Мы жалеем не только себя, но и других. А это что – хорошо или нет?
Добро и жалость не надо путать. Жалея других, мы на самом деле, думаем о себе, сравниваем, сопоставляем – у него так, а у меня – так. Это проснулась собственная важность.
Если вы будете честны с собой, то под маской жалости к другому всегда обнаружите жалость к себе.
Подумайте о том, чем и как помогла другому человеку ваша жалость. Он стал сильнее от того, что вы его пожалели? Он благодаря этому нашел какой-то выход, начал действовать? Или еще глубже погрузился в самосожаление?
Что можно сделать? Можно просто выслушать. Если вы его просто выслушали и сказали что-то, что внушило ему веру в себя – это уже означает, что вы сделали что-то реальное. Этим дали силу себе и ему.
Но если вы при этом выражали жалость, то сами же и обесценили сделанное. Если вы просто говорили: «Бедный, как мне тебя жалко», и т. п. – вы навредили этому человеку и сами лишили себя сил, потратив их впустую.
Попробуйте в воображении представить себе, как можно было бы иначе вести себя в этой ситуации. Отнеситесь к тому, кого вы жалели, как к светящемуся существу, полному силы (пусть даже он сам не знает об этом). Отнеситесь к нему как к тому, кто достоин не жалости, а веры в него и уважения к нему.
Не отбирайте у него силу, которая у него есть. Он – Баба, он – Свет.
Да и почему надо жалеть его, если Баба решил, что ему такая ситуация нужна? Господь ошибается, что ли?
У человека в реальной жизни опять повторится эта ситуация, если он с ней не разобрался. Человеку можно помочь, дав ему уверенность, что он справится сам. Он пришел сюда, чтобы лучше становиться.
Даже у монахов было: чем больше трудностей, тем более благодарны они Богу.
Дон Хуан часто говорит о том, что воин должен быть безжалостным. Но слово «безжалостность» имеет здесь не тот смысл, который мы ему обычно приписываем.
Безжалостность у Кастанеды – это вовсе не жестокость. Это просто отсутствие жалости – к себе, а значит, и к другим.
Отсутствие жалости не как проявление равнодушия, черствости и эгоизма – а как проявление веры в свою личную силу и личную силу других людей, в то, что каждый приходит в мир оснащенным достаточными возможностями, чтобы выживать и жить полноценно. И жалость в данной ситуации неуместна и недостойна человека.