В индуизме выделяют трёх верховных богов, называемых Тримурти («тройственный образ»): Брахму — творца Вселенной, Вишну — хранителя мира и Шиву — разрушителя мира, который также восстанавливает его заново. Они считаются триединым божеством и основой мироздания.
Боги Брахма, Вишну и Шива. Источник изображения https://wallpapercave.com
В самом начале мироздания не было ничего. Тотальная Пустота, Ничто, непостижимое состояние Небытия, всеобъемлющее божественное Сознание в бесконечности и безвременье. Это — Шива, он же Махадев, что означает «Бог богов». Махадев — это и Начало всего, и Конец одновременно. Всё рождается из него и разрушается до него же.
Он — Чистый Белый Свет, заливающий всё, являющийся вроде бы и выражением Пустоты, и одновременно заключающий в себе всё бесконечное многообразие оттенков спектра Белого Света. Ничто и бесконечность, отсутствие какого-либо сознания и его наивысшая чистота.
Второе состояние — это Вишну (Нараяна).
Это состояние рождения Сознания в Изначальной Пустоте. Состояние присутствия, спокойного созерцания, состояние бытия, состояние «Я есть». Шива — это всеобъемлющее Ничто, Вишну — безграничное поле Сознания в нём.
Бог Вишну словно рождается в тот момент, когда Бог Богов Шива открывает глаза, выходя из медитации. Медленно поднимаются веки и… он видит Белый Свет, заливающий всё, которым сам же и является. У него пока нет никаких вопросов, только ощущение покоя, безмятежности, равновесия и понимание — «Я — Есть!»
Бога Вишну обычно изображают в позе отдыха — он возлежит на тысячеголовом змее, который плавает, свернувшись кольцами, в Молочном океане блаженства (океане, который представляет Пракрити – непроявленную материальную природу в ее чистейшей форме).
Бог Вишну и богиня Лакшми. Источник: https://www.wallpapertip.com
Змей Шеша (Шешанага), на котором отдыхает Вишну, является неотъемлемой частью самого Вишну и символом космического пространства, в котором все существует и вечно во времени. То, что Господь Вишну покоится на Шешанаге, символизирует, что тот, кто достиг Высшего Просветления, должен пребывать в покое и без напряжения ума, зная, что гигантский змей парит над ним.
Согласно Махабхарате, Шеша, испытывая отвращение к жестоким поступкам своих многочисленных младших братьев, оставил семью и принял суровую аскезу. Он попросил у Брахмы способность держать свой разум под контролем, чтобы он мог совершать аскезу и соблюдать дхарму: «Я прошу о благе, чтобы мой ум всегда радовался дхарме, спокойствию и аскезе». В ответ Брахма попросил Шешу об одолжении: спуститься под нестабильную землю и стабилизировать ее: «О Шеша! Эта широкая земля очень нестабильна. Держи ее правильно и хорошо, чтобы она была устойчивой». Шеша отправился в преисподнюю и стабилизировал ее своим огромным капюшоном. И Брахма сказал: «О Шеша! Ты лучший из змей. Ты – Бог дхармы, потому что ты один держишь землю, опоясывая ее своими бесконечными кольцами. Это не меньше, чем то, что могу сделать я сам…».
Его сила, его слава, его форма, его природа не могут быть описаны. Его не могут постичь даже сами боги, которые восхваляют его могущество.
Бог Вишну, как Хранитель мира, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик. В Пуранах описывается 10 основных аватар бога Вишну, так называемых маха-аватар, таких, как Рама (великий воин), Кришна (духовный учитель), Будда (просветленный). На самом деле они неисчислимы и могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие между Добром и Злом.
Третье состояние, третий бог Тримурти — Брахма.
По одной из легенд Брахма рождается в цветке лотоса, который вырастает из пупка бога Вишну.
Безграничное поле Белого Света (Шива), пронизанное Сознанием (Вишну) озаботившись вопросом «Кто же Я?«, разделяется на Источник и Пространство — наблюдателя и наблюдаемое. При этом Сознание фокусируется в Источнике, а Пространство начинает восприниматься им как нечто отдельное. Т. е. состояние Сознания, пронизывающее всё — это Вишну, а состояние его концентрации в некой точке, условно отдельной от Пространства — это Брахма.
И эту точку как раз и назвали «пупком Вишну«. Условный центр бесконечности. С его принятием рождается Источник — Брахма и Пространство, символически отображаемое в легенде как огромный лотос. Брахма на лотосе — есть сознание будущего Творца в бесконечном Пространстве.
Три состояния Единого божественного Сознания
Шива – Ничто, Разрушитель Всего
Вишну — Поле Сознания, состояние бытия, материальная часть нашего сознания, наша реальность; Хранитель мира
Брахма — Источник Всего, Творец и Пространство, состояние концентрации