Истинная радость — это радость, исходящая из высшего “Я”
Все радости и удовольствия в этом мире временны и являются лишь отражением безграничной радости, которая находится в вас.
Из-за невежества вы верите, что ваша радость идёт от чувственных объектов, и что эта кратковременная радость истинна. Но истинно только то, что постоянно. Временные радости, ассоциируемые с объектами этого мира, не являются истинной радостью. Истинна только Атмананда, вечное блаженство, которое есть Атма, а другие радости приходят и уходят.
Всё, что вы видите в состоянии бодрствования исчезает в состоянии сна. Все радости и горести, которые вы переживаете в состоянии сна, вы оставляете позади, когда возвращаетесь в состояние бодрствования. Люди и предметы, которых вы видите в состоянии бодрствования, покажутся изменяющимися отражениями в состоянии сна, а затем будут полностью поглощены и исчезнут в состоянии глубокого сна. Ваши радости меняются так же, как эти состояния.
Все мирские радости, которые вы считаете неизменными, в конце концов принесут вам много неприятностей и горя. Поэтому Кришна говорил Арджуне:
“Обращай внимание только на основную истину; тогда тебя не будут беспокоить различного рода проявления”.
Основа не меняется, тогда как проявления, зависящие от этой основы, меняются постоянно. Если бы основа менялась вместе с проявлениями, то вы даже не смогли бы жить. Рассмотрим маленький пример.
В различное время вы, должно быть, использовали различные средства передвижения, путешествуя из одного места в другое, такие как машины, поезда, автобусы и т. д. Машина может двигаться быстро, автобус тоже, и даже если вы просто идёте пешком, вы можете двигаться довольно быстро; в каждом случае это движение происходит относительно дороги, которая остаётся неподвижной и неизменной. Предположим, что вместе с движущейся машиной или движущимся автобусом сама дорога окажется в движении. Что тогда произойдёт? Вы не сможете продолжать своё путешествие. Для того, чтобы достигнуть цели, дорога должна быть неподвижной.
Подобным образом, поскольку Атма — источник, населяющий ваше сердце — постоянна и устойчива, вы можете наслаждаться всем, что непостоянно и изменчиво в этом мире.
Но Кришна предупредил Арджуну:
“Арджуна, этот мир мимолётен; он ненадёжен и полон горя. Живя в мире, который подвергнут столь многим изменениям и модификациям, невозможно наслаждаться вечным блаженством.
Освободись от мира и сосредоточься на трансцендентном принципе — обратись к Атме. Она вечна и неизменна; в ней ты найдёшь нескончаемую радость, которую напрасно ищешь во вне в этом мире”.
Нельзя вести машину, держа ногу на тормозе
Может быть, вы думаете, что если сидящих здесь детей научить контролю над чувствами, то они вырастут инертными беспомощными существами?
Но никто не говорит, что нельзя использовать свои чувства; просто надо научиться их правильно контролировать.
Это подобно тормозам в машине: когда возникает опасность, вы используете тормоз, чтобы остановить машину.
Студенты должны очень внимательно подумать над этим. Когда Свами говорит вам, что нужно контролировать чувства, контролировать разум, некоторые из вас сомневаются, смогут ли они таким образом жить вообще и выполнять свои задачи.
Свами не просит вас вести машину, держа ногу на тормозе, он предлагает использовать тормоз только в случае необходимости, чтобы контролировать машину, когда возникает какая-то опасность, как например, когда у вас плохие мысли, плохие чувства, когда вы видите и слышите плохое и т. д. — тогда вы должны использовать контроль.
Если у вас совсем нет тормозов, то вы непременно попадёте в беду. Вол, не поддающийся контролю, лошадь без узды, машина без тормозов, человек, не контролирующий свои чувства, — все они опасны и ведут к беде.
“Поэтому, Арджуна, — сказал Кришна, — контролируя свои чувства и разум, осознай несовершенства, присущие всем объектам в этом мире. Тогда ты сможешь жить счастливо везде, потому что ты утвердишься в источнике всего счастья — Атме, которая есть вечное блаженство”.
Веданта никогда не учила, необходимости отказаться от семьи или от мирских обязанностей. Используйте все чувства правильно с моральной точки зрения в соответствии со временем и обстоятельствами. Именно в этом контексте Бхагавад-Гита учит следующей дисциплине: соблюдать границы во всей вашей деятельности.
Если вы делаете всё правильно и в приемлемых границах, то ничто не принесёт вам вреда; но в излишестве даже самая невинная деятельность может нанести вред.
Например, неограниченное принятие пищи в конечном счёте приведёт к проблемам пищеварения, а также к волнению разума.
Избыток мыслей тоже опасен для разума. То же касается и привязанностей: чрезвычайная привязанность — это род ментальной болезни; но ограниченная привязанность не столь опасна.
Так же, как тормоза используются в машине для благосостояния и защиты пассажиров, органы чувств должны быть взяты под контроль и использоваться для благосостояния и защиты обитающего в теле. Вот почему Кришна так настаивал, чтобы Арджуна развивал контроль над чувствами.
Отрешённость, преданность и контроль над чувствами
Контроль над чувствами подобен фитилю лампы вашего сердца. Недостаточно просто иметь фитиль контроля чувств. У вас также должно быть масло — топливо для лампы: это ваша преданность. Необходим также сосуд, содержащий масло: это ваша непривязанность. Если у вас есть сосуд, масло и фитиль, то нетрудно зажечь лампу. Однако кто-то должен прийти, чтобы зажечь её.
Этот Кто-то есть Бог. Когда у вас есть непривязанность, преданность и контроль чувств, тогда Бог придёт и зажжёт лампу в вашем сердце.
В случае с Арджуной, Тот, Кто совершил этот священный акт зажигания лампы и обнаружил великолепие Атма-джйот’и в сердце Арджуны, был Кришна.
Предположим, у вас есть цветы, игла и нитки; разве всё это автоматически превратится в гирлянду? Нет. Должен быть кто-то, кто нанижет цветы, создав гирлянду. У вас могут быть золото и драгоценные камни, но без ювелира, создающего прекрасное ювелирное изделие из этих предметов, вы не сможете его получить. Даже если есть интеллект и знание, как вы получите образование без учителя? Даже если есть книга со всеми буквами алфавита и ваши глаза смотрят в неё, она будет для вас бессмысленна и бесполезна до тех пор, пока вас не научат читать.
Даже если существует вездесущая Атма, духовное учение и стремление к познанию, должен прийти учитель, который передаст вам бессмертное знание.
В случае Атма-Видьи, священного знания своего “Я”, учитель, который приходит к вам, — это учитель из этого мира; но Сам Бог поведёт вас к цели.
Если вы готовы осознать реальность, находящуюся в основе всех объектов в мире и раскрыть Божественный принцип в себе, то вам нужно пройти обучение у истинного Гуру.
Он без сомнения придёт для этого. Его Милость определит вашу готовность.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 19)