Днём солнце освещает различные объекты в мире; ночью луна играет подобную, но меньшую роль. Поэтому вы, может быть, заявите, что причиной светящейся природы мира и её объектов являются солнце и луна.
Но в состоянии сна вы тоже видите различные предметы. Где же солнце и луна в том состоянии?
Солнце, которое вы видите днём в состоянии бодрствования, не присутствует в состоянии сна; там нет и луны, нет никакого видимого света, чтобы осветить различные объекты. Однако, вы можете видеть целый мир, а именно, мир сна. Что же освещает этот мир?
В состоянии глубокого сна — абсолютная тьма: там нет ни знания, ни мудрости; там только тамас—гуна (пассивность). Но откуда вы знаете, что там темно? Каков свет осознанности, дающий вам возможность видеть и осознавать эту тьму?
Состояние глубокого сна («тьма») описывают как бессознательное состояние; состояние сна («с картинками») описывают как подсознательное состояние; состояние бодрствования описывают как сознательное состояние. Существует ещё четвёртое состояние, турийа, которое превосходит все остальные состояния: его можно описать как сверхсознательное состояние.
В состоянии турийи вы можете видеть всё и везде и испытывать высшее блаженство. Чей свет освещает состояние этого блаженства и позволяет вам испытывать эту немеркнущую радость? Это сияние исходит из Атмы. Свет Атмы освещает также и все другие состояния, позволяя вам их видеть.
В Ведах Риши говорили об этом состоянии турийи следующим образом:
“Мы можем видеть состояние, превосходящее все другие состояния, включая тьму, — состояние без сновидений. За состоянием без сновидений находится высший свет Атмы, освещающий состояние бодрствования, сна и глубокого сна”.
Чтобы это немного понять, возьмём пример из состояния бодрствования. Закройте на минуту глаза: что вы видите? Вы скажете, что там ничего нет, лишь абсолютная темнота. Но тогда возникает вопрос: кто видит эту тьму? Поскольку вы видите это как тьму, вы так это и описываете; но ведь должен быть свет сознания, чтобы вы смогли увидеть даже эту тьму.
Это свет Атмы — Атма-джйот’и. Только благодаря этому трансцендентальному свету сияет свет всех других состояний.
Во время фестиваля Дипавали — фестиваля света — вы зажигаете одну свечу, и от этой свечи вы зажигаете все остальные свечи и светильники. Первый свет является основой света других огней; благодаря тому, что у вас есть первый свет, вы смогли зажечь множество других.
Первым светом, являющимся основой всех других, является Атма-джйот’и; все другие, зажжённые от Атма-джйот’и, — это индивидуальные светильники, символизирующие все индивидуальные существа. Все разнообразные источники света всех бесчисленных индивидуальных существ зажигаются с помощью единственного источника — Атма-джйот’и.
Только благодаря Атма-джйот’и глаза способны видеть; этот свет исходит изнутри и освещает все существа и все предметы так же, как и все внешние источники света, такие как солнце и луна.
Вас может заинтересовать, как быть уверенным, что Атма-джйот’и освещает все другие объекты и источники света, ведь вы не видите света Атма-джйот’и. Следующий пример с батарейкой может быть поучительным.
Вы не можете видеть электрического тока, находящегося в элементе батарейки, но если включить ток, то вы увидите свет лампочки. Если бы в элементе не было электрического тока, вы не смогли бы получить свет от лампочки.
Тело можно представить себе как электрическую лампочку, работающую на элементе батарейки, являющейся разумом: ваши глаза — это лампочка, а ваш интеллект — это выключатель, контролирующий её. В элементе батареи разума хранится особый вид энергии, получаемый от Атмы. В обычной электрической батарейке энергия очень быстро истощается, но поток энергии Атмы постоянно проходит через разум.
Веды провозглашают, что разум — это вместилище Атмической энергии. Именно этот неисчерпаемый источник даёт временный поток удовольствия, когда вы воспринимаете какой-то приятный предмет.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 19)