Чувственные объекты могут дать лишь временную радость
Приязнь или неприязнь, которые вы испытываете, являются лишь временным явлением; они непостоянны.
Вы можете чувствовать себя очень голодным; кто-то принесёт вам поесть, и в этот момент пища покажется вам особенно вкусной. Что делает её такой вкусной? Ваш голод. Пока вы голодны, вся пища будет казаться очень вкусной. После того, как ваш голод утолён, даже если перед вами поставят самые восхитительные деликатесы, они не смогут вас привлечь.
Когда вы голодны, обычная пища будет казаться вам вкусной и доставит большое удовольствие. Но как только вы насытились, даже самая вкусная пища покажется вам невкусной. Единственным объяснением такого изменения является то, что приязнь или неприязнь исходит от вас, индивидуума, а не от объектов как таковых: любое чувство радости и печали исходит изнутри человека, а не из внешних объектов.
Обычные люди думают, что радость или боль, которую они получают от общения с теми, кого они любят или не любят, исходит от этих людей. Но это не так. Радость или печаль человека зависит от его собственной приязни или неприязни к различным объектам.
Можно заметить, что, когда у людей имеется сильная привязанность к кому-то, кто им очень дорог, то каково бы ни было отношение или поведение этого человека, они всё равно будут его любить. В чём причина такой непоколебимой верности, такого любовного отношения, проявляемого к этому человеку, несмотря на ряд отталкивающих черт в его поведении?
Причина в том, что, когда кто-то вам нравится, всё, что этот человек говорит и делает, будет вам казаться очень приятным. Когда кто-то вам очень дорог, когда вы чувствуете, что сильно любите кого-то, то вы будете испытывать чувство, которое зовётся “любовью”, — на самом деле чувство привязанности к другому человеку. При такой привязанности, любовь и радость, которые возникают, исходят только от вас самих. Независимо от того, испытывает другой человек такие же чувства или нет, те чувства, которые испытываете вы, исходят только от вас самих; они не являются частью другого человека.
Нечто подобное рассказал Яджнавалкья своей жене Майтрее:
“Дорогая моя, ты любишь меня не за меня самого, а ради себя. Всё, что ты любишь и что тебе дорого, ты любишь только ради своего собственного “Я”. Твоё собственное “Я” тебе дороже всего; ради него, тебе и дорог кто-то другой.
Чувства, которые ты испытываешь к другим, — это лишь частичное проявление той великой Любви, которую ты всегда чувствуешь к своему “Я””.
Сознание тела омрачает чистую Любовь высшего “Я”
Итак, во всём мире каждый человек, кем бы он ни был, любит другого только ради себя, а не ради того человека. Если он любит какой-то объект, он любит его только ради своего “Я”, а не ради этого объекта. Когда к чистой Любви примешано сознание тела, то она становится привязанностью и эгоизмом, что неизбежно ведёт к печали.
Тело непостоянно; смерть неизбежна для всех. Если бы кто-то жил сто лет, ему всё равно бы пришлось встретиться лицом к лицу со смертью.
Разве не странно, что умирающие плачут и скорбят о тех, кто уже умер? Каждому придётся принять смерть, то есть каждого можно считать умирающим. В таком случае, даже хотя все люди находятся среди умирающих, они чувствуют печаль и горе, думая о тех, кто умер, как будто смерть — это что-то совершенно необычное и неожиданное, а не единственное завершение, которое неизбежно для всех.
Печаль, которая появляется, особенно когда умирает кто-то близкий и дорогой, возникает только из-за привязанности. Если вы беспокоитесь о другом теле, отлично зная, что смерть неизбежна, то это может быть результатом лишь привязанности, которая развилась к этому телу. Эта привязанность и есть результат вашего горя.
Поэтому главной причиной горя, переживаемого в результате чьей-то смерти, является привязанность, а не Любовь.
По существу каждый человек ищет радости. Он жаждет радости, но не хочет печали. Человек всегда стремится к прибыли, но не к потере. Такова его природа. Прибыль, радость и блаженство свойственны его натуре; они являются самой сутью его бытия.
С самого рождения каждый человек хочет быть только в выигрыше; он не хочет испытывать боли (“gain, not pain”), не хочет сталкиваться с несчастьем и потерей; он хочет только выгоды и прибыли, а также счастья, которое они приносят.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 19)