Глава 19. Контроль над чувствами —ключ к Высшей духовной мудрости
Стоит достигнуть истинного самоотречения и непривязанности, и достижение даже высших небесных миров будет вам казаться тривиальным и незначительным.
Арджуна уверил Кришну: “Кришна, если бы мне вручили владение и управление тремя мирами, я бы не принял их, ибо мне неинтересен ни один из них”.
Эти слова показывают силу самоотречения, которой достиг Арджуна, когда он полностью отдал себя в руки Господа и подготовился к принятию учения Гиты. В тот момент он отделил себя от мира и крепко привязался к трансцендентному Принципу, проявленному перед ним в форме Шри Кришны (О.И. : как мы к Бабе).
Такой отказ от мира и его объектов и привязанность к Божеству должны стать также вашей целью. В этом судьба всех людей, ибо в процессе духовной эволюции в каждом человеке со временем разовьётся отречение и беспристрастие к объектам чувств, и в то же время сильнейшее стремление осознать Атму внутри.
Контроль над чувствами — основа самопознания
Если вы хотите построить обыкновенный маленький домик, вы приложите большие усилия, чтобы положить прочное основание (О.И. : фундамент).
Насколько осторожнее надо быть, закладывая основание для дворца Самопознания, дворца Атма-джнаны. Именно для того, чтобы дать прочное основание, Кришна в Гите, в Своём учении Арджуне, подчёркивал необходимость обучения контролю над чувствами и развитию отношения непривязанности к миру (отрешённости от мира).
(О.И. : В миру у человека без знания – это разновидность страдания и депрессии; у человека знания -учениеа – спокойствие и мудрость).
Это необходимое условие для создания прочного основания. Если основание непрочно, то здание Атма-джнаны долго не устоит; оно скоро развалится.
Отрешённость и самоотречение не появляются внезапно, ниоткуда, чтобы стать основанием Атма-джнаны. Необходимо постепенно развивать и применять на практике эти качества, а также преданность и контроль над чувствами.
(О.И. : «нудить себя», заставлять, делать это регулярно, войти во вкус – человеку «это» понравится, т.к. соответствует нашей природе).
Из посланий святого Апостола Павла.
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю …
35 Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?»
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело.
43 сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;
44 сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте твёрды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
1-е послание Коринфянам 15 глава.
Если вы хотите зажечь лампу, вам понадобится масло, сосуд для него и фитиль. Таким же образом, если вы хотите зажечь лампу мудрости, необходима отрешённость, преданность и контроль над чувствами. Отрешённость можно считать сосудом, а преданность — маслом. Контроль над чувствами можно сравнить с фитилём. Привнеся все эти три элемента, можно зажечь лампу внутреннего “Я”.
Для того, чтобы зажечь такую лампу в сердце Арджуны, Кришна предупредил его о том, что прежде всего необходим контроль над органами чувств.
Большинство людей не могут добиться строгого контроля над чувствами. Они считают чувственные удовольствия единственным источником счастья, потому что они непосредственно испытывают это изо дня в день.
Тогда как радость самопознания, священное знание Атмы, — это то, чего они никогда не испытывали.
Если у вас в руках птица, отпустите ли вы её, чтобы попытаться поймать двух, прячущихся в кустах? Рассуждая таким образом, они считают безумием отказаться от чувственных удовольствий, которые они испытывают каждый день, для того, чтобы сосредоточиться на Атма-джнане, чего они никогда не испытывали.
(О.И. : а только от кого-то слышали, что «это» есть. Я полагаю, что святые, Баба чудесами и другими подарками стараются в нас разжечь это любопытство, интерес к тому, что мы пока не испытали).
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 19)