Победа над чувствами через самовопрошание
Чтобы овладеть чувствами, надо развить в себе широкий взгляд на вещи. Проникнитесь духом исследования и осознайте, что такое Атма и что такое анатма.
После того, как вы разовьёте в себе силу различения, вы сможете безопасно двигаться в этом мире, в то же время продолжая твёрдо держать цель в поле своего зрения.
Постоянно изменяющиеся чувства никогда не смогут дать вам вечной радости. Только когда вы достигнете знания Атмы, вы испытаете истинную радость. Все остальные знания, которые даёт образование, могут лишь помочь вам зарабатывать на жизнь.
Только знание Атмы есть истинное образование. С этим знанием вы сможете наслаждаться единством всего живого.
Стоит вам отождествить себя с Божеством, которое есть всё, и больше не будет существовать расхождений, возникающих из чувства различия. Когда вы испытаете, что весь мир есть не что иное как Бог, вы оставите даже привычку делать различение, ибо когда всё видится как ОДИН, вопрос различения не возникает.
Как Свами упоминал ранее, органы чувств могут быть очень опасны; они подобны диким лошадям. Если не использовать поводья для их обуздания, они унесутся с колесницей, куда захотят. Направляйте чувства с помощью разума. Пусть ваш вкус, обоняние, зрение, слух, осязание — различные чувственные восприятия — будут под вашим контролем.
Свами не раз говорил вам не смотреть и не слушать слишком много. Только когда вы что-то видите или слышите, вы начинаете об этом думать. А начав думать об этом, в вас развивается привязанность к этому, и тогда вы хотите этим владеть. Стоит начать говорить о какой-то вещи, как вы думаете о её форме.
Поэтому, каков бы ни был объект, первое, о чём вы должны спросить себя, это: “Есть ли в нём какие-то дефекты или недостатки?” Когда вы найдёте дефекты, в вас не разовьётся привязанности к этому предмету. Если вы хотите достигнуть Бога, вы должны освободиться от дефектного зрения, дефектного осязания, дефектной речи, дефектного слуха.
Контроль языка — первый шаг контроля над чувствами
Духовная практика начинается с контроля языка.
Причина этого в том, что язык выполняет две функции. Глаза обладают только одной способностью — видеть. Уши тоже обладают одной способностью — слышать; нос тоже обладает одной способностью — нюхать. Но у языка — две способности: он может говорить, и он может чувствовать вкус.
Поэтому надо сделать особое усилие, чтобы его контролировать.
- Вы не имеете никакого права критиковать других;
- вы не имеете никакого права думать плохо о других.
Гораздо лучше думать о своих собственных недостатках. Усматривайте добро в других и устраняйте плохое в себе.
Если вы ещё не развили в себе способности исследовать своё собственное “Я”, то как вы можете брать на себя способность вмешиваться в дела других?
(О.И.: Мудрец никого не обвиняет, т.к. понимает, что он такой же. Но плохому не дает выход).
Прежде добейтесь осуществления своей жизни. Только после того, как вы спасёте себя, вы сможете стать инструментом для спасения других.
Поэтому не следует использовать плохие слова, плохо смотреть на других или держать в голове плохие мысли по отношению к кому-то другому. Проводите время лишь в хороших мыслях, слушая хорошее и беседуя о хорошем. (О.И. : на язык «положить» имя Господа).
Для того, чтобы упражняться в самоконтроле, необходимо делать кое-какие духовные упражнения. Для достижения контроля над чувствами необходима постоянная практика непривязанности.
Когда вы поймёте, что всё мимолётно, вы сможете держать под контролем органы чувств и развивать непривязанность.
Вы все арийцы, а не варвары (не-арийцы). Ступайте на путь добра и развивайте в себе внутреннюю святость. (О.И. : 10 заповедей).
Только когда вы приобретёте свет мудрости, который будет в вас неугасим, вы сможете помочь другим своими добрыми мыслями, добрым взглядом на жизнь и добрым советом.
Те, кто так поступает, — истинно Боги. Те, кто проявляет противоположные черты, — демоны. Демоны ищут только тьму. Откажитесь от тьмы и наполните себя светом.
Если вы изберёте путь света, тогда, каким бы ни было ваше прошлое, Господь вас не отринет, а осыпет вас Своей Милостью.
Рама заявил: “Я возьму под защиту каждого, кто придёт ко Мне, подчинится Мне и скажет: “Я Твой”. Мне неважно знать, кто он”.
Все Аватары во все века провозглашают такие священные мысли и широкие идеи, и таким образом дают пример всему миру.
Смысл этого рассказа в том, что каким бы ни было ваше прошлое, в каком бы нечистом и далёком от святости окружении вы ни были воспитаны, если вы чисты в своей решимости и полностью отдаётесь Господу, Он вас примет. Начните с овладения своими чувствами.
Главное качество, являющееся основой всех священных деяний и радостной беззаботной жизни, — это контроль над чувствами. Кришна сказал:
“Для тебя не будет ничего невозможного, если ты будешь владеть своими чувствами. Ты сам сможешь сотворить мир.
Но если ты являешься рабом своих чувств и повязан желаниями, ты становишься рабом этого мира.
Поэтому, Арджуна, пусть чувства станут твоими рабами; только тогда ты сможешь быть инструментом в Моей Миссии. Восстань, Арджуна! Возьми свои чувства под контроль! Пусть радость тебя не возносит, а горе не удручает.
Первопричина горя заключена в твоём неведении: ты не знаешь разницы между истинным и кажущимся, между Атмой и анатмой; но начинай сейчас учиться их различать. Тогда ты сможешь владеть своими чувствами, и весь мир станет твоим”.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 17).
***
Почему очень важно оттачивать навык различения? Сегодня Бхагаван с любовью объясняет нам суть дела, подчеркивая все плюсы и минусы на убедительных примерах.
Все существа и все вещи Божественны — но, путем разумного анализа, вы должны выбирать существ и вещи, которые помогают вам, и избегать существ и вещей, которые будут вам мешать. Это и есть путь мудрости.
Возьмите электрический ток, или огонь, или острый нож. Они опасны, если вы не знаете, как ими пользоваться; они полезны, если вы знаете, как обращаться с ними с осторожностью. Они могут быть как друзьями, так и врагами.
Так же и с чувствами. Если мы позволяем им овладеть нами, они становятся нашими смертельными врагами; если мы овладеваем ими, они помогают нам реализовать нашу цель.
Человек должен владеть чувствами, которые привлекают его внимание к внешнему Миру. Человек не может освободиться от рабства колеса дуальности (удовольствие и боль, радость и горе и т. д.), пока им руководят чувства. Чувства — это препятствия на пути Духа, который ведет вас к внутреннему Сознанию, а не к внешнему миру.
Птиц и зверей не беспокоит жажда Духа, но человека — да! По Божьей Милости он наделен этим великим даром различения!
Шри Сатья Саи Баба
— Божественная беседа, 20 ноября 1970 года
Суть истиной человечности состоит в способности различения. Человек может обладать всем и вся, но что толку, если он не разборчив?
— БАБА