Один мудрец поехал в путешествие по стране. Он считал каждую из пяти стихий своим гуру. Когда он попал на берег океана, он наслаждался волнами и различными красотами океана.
Пока он наблюдал, прикатилась волна, неся с собой на берег грязь. Он заметил, что стоит грязи попасть в океан, как волны накатываются и выкидывают её обратно на берег. Мудрец задумался:
“Почему для океана, который так глубок и огромен, необходимо выкинуть небольшой кусок грязи? Разве он не может вобрать в себя, а затем поглотить эту грязь?”
Он впал в медитацию. В медитации он понял, что, если бы океан позволил каким-то нечистотам, которые попадают в него, оставаться в его водах, то они бы накапливались с каждым днём, со временем покрыв и загрязнив весь океан.
Он решил, что океан, должно быть, с самого начала не позволял никакой грязи, дебрям или нечистотам входить в него; таким образом он смог оставаться чистым и незагрязнённым.
Точно так же вы должны следить с самого начала, чтобы неправедные мысли и идеи не проникали в ваш разум даже в самом малом. Нельзя позволять нечистоте, даже самой малой, проникать в сердце.
Прежде, чем нечистота сможет обосноваться, вы должны тотчас выкинуть её из головы. Если вы отведёте ей место, думая, что, в конце концов, это что-то очень незначительное и поэтому не может нанести вам заметного вреда, она начнёт расти в вашем сердце.
Поэтому, если вы поймёте, как функционируют органы чувств и научитесь их правильно использовать, вы сможете получить от них пользу, и они не будут вас беспокоить. Когда вы связаны всеми органами чувств, вы не можете получить ни радости, ни покоя души.
Вот маленькая история, иллюстрирующая это.
Царь, которым управляли пять жён
Некогда жил великий царь, у которого было пять жён, но они никогда не слушались его. Он был царём для всех других, но не был господином для своих жён. И поэтому он очень страдал. У него на голове была корона, а в голове одни треволнения.
“Я стал рабом своих жён; я слишком страдаю, — думал он. — Есть ли кто-нибудь на свете, кто не боится своей жены? Если существует такой человек, то как он её контролирует? Как он умудряется избежать её господства над собой”.
Спросить об этом непосредственно каждого из жителей было бы неправильно. Поэтому он решил организовать публичное собрание и пригласить на него всех подданных мужчин.
На месте собрания воздвигли два гигантских, размером со стадион, тента: первый был сооружён на одном конце поля, второй поставлен на другом.
Царь провозгласил, что первый тент — для людей, которые контролируют своих жён, а второй предполагается для тех, кого контролируют жёны.
Все мужчины той страны стали прибывать огромными толпами в столицу; все они шли прямо во второй тент. Направившись туда, царь увидел, что громадный тент, предназначенный для тех, кого контролируют жёны, был переполнен. Это его немного ободрило, потому что он понял, что был не единственным человеком, которого контролирует жена.
Но прежде, чем открыть собрание, он заметил одного-единственного мужчину, ожидавшего в первом тенте, предназначенном для тех, кто контролирует своих жён. Этот гигантский тент был совершенно пуст, за исключением одного человека. Царь страшно обрадовался, увидев там человека. Он подошёл к нему и сказал, как он был рад увидеть хотя бы одного человека, который обладал контролем над своей женой.
Царь задал ему такой вопрос: “Скажи мне, пожалуйста, в чём секрет твоего контроля над женой?”
Человек, дрожа от страха, отвечал: “Нет, сэр, это не так. Я не контролирую её. Она меня контролирует полностью”.
Царь спросил: “Тогда почему ты пришёл в этот тент?”
Человек отвечал: “Моя жена приказала мне прийти в этот тент, а не в другой: вот почему я здесь. Моя жена во всех подробностях объяснила мне, чтобы я не входил в тент, поставленный для рабов своих жён, а пришёл сюда”.
Царь очень рассердился на этого человека и приказал ему: “Уходи отсюда немедленно! Не смей здесь оставаться! Иди и присоединись к людям во втором тенте!”
Подданный побледнел от страха; кровь сошла с его лица. Он встал на колени и стал умолять царя, сложив руки в знак уважения: “О, царь! Выслушай меня! Ты можешь наказать меня; делай со мной, что хочешь, но я не смею ослушаться жены и пойти в другой тент”.
Тогда царь понял, что в его царстве нет ни одного человека, который не был бы рабом своей жены.
Разум со своими пятью жёнами-чувствами
Этот царь — наш разум, и он никогда не может удовлетворить всех своих жён, а именно, чувства.
Глаза требуют: “Возьми меня туда, где можно видеть только самое прекрасное”.
Язык требует, чтобы ему была предоставлена самая вкусная пища.
Ухо приказывает, чтобы ему игрались самые мелодичные звуки.
Кожа желает чувствовать только самое приятное прикосновение; а нос хочет чувствовать запах самых лучших духов в мире.
Кто может удовлетворить все эти желания чувств? Между ними нет ни координации, ни сотрудничества. Если вы уступите органам чувств, они принесут вам немало бед.
С самого начала вы должны найти способ поставить их полностью под контроль. Тогда вы достигнете чего-то действительно стоящего. Настоящий герой в этом мире тот, кто сумел полностью подчинить свои чувства.
Когда органы чувств выставляют свои требования, не следует их слушать. Вместо этого ваш разум должен связаться с интеллектом. Тогда то, что решит интеллект, разум прикажет, и органам чувств придётся покориться. Вот правильный путь для обуздания чувств.
Человек, основывающий свою жизнь на низшем разуме, погибнет; он станет хуже животного. Мудрый человек основывает свою жизнь на Высшем Разуме, на своём интеллекте, на своей силе распознавания, то есть умении различать, и на интуиции, то есть, Буддхи.
Тот, кто следует своему Буддхи, достигает высот. Если вы будете основывать свою жизнь на Буддхи, то это приведёт вас прямым путём к конечной цели. Но если вы основываете жизнь лишь на разуме, тогда каждый момент у вас будут появляться новые изменения, и будет трудно предсказать, что с вами случится и где вы окажетесь. Это всё равно, что пересекать бушующую реку или штормовое море в маленькой лодке: вы не знаете, когда её зальет водой — когда вас постигнет беда.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 17).