Бессмертная сущность за пределами эфемерной индивидуальности
Санк’йа — Учение Мудрости — имеет дело с этими различными принципами, которые составляют индивидуальную сущность.
Эта глава называется Санк’йа-йога, потому что она помогает нам осознать Атму, являющуюся единственной реальностью, лежащей в основе всех этих 24 принципов тела (24 непостоянных начала), которые на самом деле есть лишь проявления вашего неведения.
Другими словами, то, что человек сам не может объяснить, да и пытаться бесполезно, он приходит все-таки рано или поздно к мысли, что тело наше очень сложное, функционирует непонятно как и почему. И существует скорее всего какая-то высшая сила, чудесная и таинственная, которая позволяет нашему телу жить, дышать и функционировать, мы ею не управляем, а полностью от нее зависим.
Именно эти 24 принципа составляют иллюзию, которая побуждает вас казаться отдельным существом. Если вы будете продолжать растрачивать свою жизнь, полагаясь только на эти 24 принципа, которые постоянно подвергаются изменению, то, когда вы сможете достигнуть вечного блаженства, являющегося вашей истинной природой, блаженства, которое никоим образом не подвергается воздействию всего того, что преходяще?
Вся радость, которую вы испытываете сегодня, позже принесёт вам лишь печаль. Любая радость приходит и уходит; она непостоянна.
Кришна решительно подчёркивал, что нельзя полагаться на органы чувств, чтобы они вас не завели в тупик. Как бы вы ни были образованы, какую бы должность или положение ни занимали, если вы не добьётесь контроля над своими чувствами, вы не сможете добиться духовного покоя.
Внутреннего покоя можно достигнуть, только контролируя органы чувств. Вы, может быть, думаете, что это очень трудная задача для вас, но Кришна в Санк’йа-йоге учит целому раду способов, которые приведут вас к успеху в овладении ими.
Благородные натуры и низкие натуры
Кришна сказал, что существует два типа людей: арийцы и не-арийцы (люди с брахмической культурой и без неё).
Арийцы — это те, кто следует путём праведности, священным путём, благородным путём. Они ищут общения с великими людьми и проводят в жизнь их учение; в результате они испытывают на практике великие духовные истины и наслаждаются внутренней духовной жизнью.
В противоположность им существуют те, кто полон неправедных мыслей, чьи сердца нечисты, кто находится под чарами невежества и живёт неправедной жизнью. Это не-арийцы. Можно сказать, что их порочное поведение прямо противоположно правильному поведению арийцев так же, как тьма противоположна свету.
Поэтому, можно дать описание этих двух категорий, как деятельности богов и демонов, существ света и тьмы.
Кришна сказал:
“Арджуна, до сих пор Я считал тебя арийцем, но теперь я вижу, что ты ступаешь на неправильный путь. Тебя поглощает тьма; ты следуешь неправедности”.
Кришна подобным образом увещевал Арджуну, для того чтобы направить его усилия на героические действия — чтобы он оставался арийцем. Кришна сказал ему:
“Главной причиной твоего нынешнего страдания являются привязанности, а основа твоих привязанностей — неведение. Из-за неведения ты позволяешь органам чувств управлять своими действиями.
Если ты хочешь освободиться от привязанностей и страданий, ты должен контролировать свои чувства. Ты должен ясно понять природу органов чувств.
Органы чувств важны в путешествии по жизни; они подобны лошадям твоей колесницы, которые могут привезти тебя к цели. Но только если лошади с колесницей находятся под полным контролем человека, едущий в ней будет в безопасности. Если они бесконтрольны, то колесница и тот, кто в ней находится, неизбежно попадут в беду. Поэтому, если хочешь благополучно достигнуть цели, возьми под полный контроль этих лошадей, то есть органы чувств”.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 17).