Куда бы вы ни посмотрели, будь то здесь на Земле или на Небесах или даже в низших мирах, всё, что можно там найти, — это комбинация пяти элементов и ничего больше. Больше ничего не существует.
Всё, что вы когда-либо хотели иметь, всё, что вы когда-либо использовали, всё, что вы когда-либо потеряли, — все эти мириады вещей есть не что иное, как проявления пяти элементов.
Всё во Вселенной — всё, что когда-либо было создано, всё, что когда-либо будет задумано — сделано из плотного и тонкого аспектов пяти элементов, а именно:
эфира, воздуха, огня, воды и земли.
Бесчисленные варианты этих пяти элементов с течением времени всегда изменяются и будут изменяться; они все мимолётны, они бесконечно совершают циклы перехода от одного имени и формы к другому имени и форме.
Преходящая природа всех вещей
Цветок, расцветший сегодня, назавтра засохнет. Цветок, засохший завтра, через несколько дней сгниёт. Пища, приготовленная сегодня, назавтра испортится. Через день та же пища станет ядом. Стоит ей испортиться, и невозможно вернуть первоначально свежую пищу.
Красивая форма сегодня станет отталкивающей завтра. Раз в семь лет все атомы, составляющие человеческое тело, подвергаются полному изменению.
Даже атомы, составляющие материю на Луне, могут со временем оказаться здесь, на Земле, а атомы, составляющие материю здесь, на Земле, могут отправиться на Луну.
Действительно, было бы глупо думать, что тело и органы чувств, состоящие из пяти элементов, неизменны или что любой объект, состоящий из этих пяти элементов, имеет непреходящую ценность. Только внешние чувства могут жаждать подобных преходящих вещей (хотим, чтобы ничего не менялось!).
Гита объясняет, что этот непостоянный комплекс из пяти элементов, который мы называем телом, разумом и чувствами, состоит из 24 принципов или начал.
Это пять плотноматериальных чувственных органов: ухо, кожа, глаз, язык и нос (карма-индрии).
Они притягиваются к объектам чувств через тонкие чувственные органы (джнана-индрии), которые включают в себя слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.
Без тонкого плотное не функционирует. Например, у вас могут быть глаза, но не быть зрения, вы можете иметь уши, но не иметь слуха, у вас может быть язык, но не быть вкуса.
24 непостоянных начала
Помимо индрий, плотных и тонких чувств, существует пять жизненных энергий, то есть оболочек или кошей, оживляющих все функции тела.
Их можно себе представить как различные тела, проникающие друг в друга всё более и более тонким путём, каждая последующая оболочка тоньше, чем предыдущая.
- Самая плотная — это оболочка пищи, которая составляет физическое тело;
- затем идёт витальная (жизненная) оболочка, которая связана с дыханием жизни и с физической энергией;
- следующая — оболочка разума, представляющая собой тонкое тело, связанное с низшим разумом;
- затем идёт оболочка интеллекта, которая является ещё более тонким телом; она ассоциируется с более высоким разумом и интуицией;
- последняя оболочка — это оболочка блаженства, самая тонкая из всех тел, которая находится за пределами всех аспектов разума; в ней остаётся лишь тонкая вуаль неведения, скрывающая Атму.
Кроме этих 5 принципов-начал, перечисленных выше, существует также пять жизненных энергий или пран, которые дают жизнеспособность всем телесным функциям.
- Одна из них связана с дыханием,
- другая — с очищением,
- третья — с кровообращением,
- четвёртая — с перевариванием
- и пятая — с верхним потоком, который даёт энергию высшим центрам.
Помимо этих 20-ти, существует четыре аспекта разума:
- низший разум или мыслящий разум, называемый манас;
- интуитивный интеллект или способность различения, называемая буддхи;
- чувство личного “я” или эго, называемое ахамкара,
- и место пребывания чувств и воспоминаний, называемое читта.
Все они вместе, включая Атму, являющуюся основой всего этого, составляют число 25.
(Сатья Саи Гита. Путь к самореализации и освобождению в этом веке. Глава 17)