[11] Висампаяна был одним из самых первых учеников, которому мудрец Вьяса передал знание Вед. Полностью посвятив себя безоговорочному послушанию своему Гуру и усердному изучению Вед, он прожил жизнь в святости.
После завершения обучения, Висампаяна учредил собственную школу (Гурукула) для последующей передачи знания своим ученикам. Гурукула — это не какое-то особое учреждение со школьным уставом и правилами, как это бывает в наши дни. Гурукула — это дом Гуру. Пища, которую принимал Гуру, предлагалась ученикам, как прасад, освященная пища. Согласно правилам, ученики все время проводили с Учителем, Гуру, не покидая его дом ни днем ни ночью.
[12] Однажды, ученик по имени Яджнавалкья пришел в школу к Висампаяне. Он был чрезвычайно умен и сообразителен, легко и быстро усваивал урок. Учитель был очень доволен им. Все, кто знал Яджнавалкью, неизменно принимались хвалить его, в результате чего в нем укрепилось чувство гордости и собственной исключительности. Эго затмило собой все остальные качества его характера, а это постепенно привело и к такому пороку, как небрежность, равнодушие в занятиях и невоспитанность.
Висампаяна заметил в ученике эти перемены к худшему. Однажды он вызвал его и сказал ему строго: «Яджнавалкья! Ты не достоин находиться в нашем Гурукулу и должен покинуть это место немедленно. Но прежде, чем ты уйдешь из этой школы, ты должен вернуть все знания, которые получил здесь».
Яджнавалкья осознал свою вину и серьезные прегрешения, его стошнило, и он извергнул из себя то, что было передано ему Учителем. Это было съедено птицами титтири, которые впитав эти знания, стали распевать их повсюду. Так эти Упанишады получили впоследствии название Тайттирия Упанишад.
[13] В Ведах существует две традиции, или Сампрадайя — Брахма Сампрадайя и Адитья Сампрадайя. То, что извергнул из себя Яджнавалкья, известно как Брахма Сампрадайя, а также называется Кришна Яджурведа.
После того как Яджнавалкья покинул школу Висампаяны, он искренне раскаялся в своих прегрешениях и решил искупить их. Отказавшись от питья и еды, он приступил к духовной пракатике Сурйопасаны — поклонению Божеству Солнца, предав себя суровым лишениям.
Бог Солнца, тронутый его раскаяниями, предстал перед ним в образе коня (Ваджи) и сказал ему следующее: «Мой сын! Что прошло, то прошло. Ты должен оградить себя от таких провинностей в будущем. Самый опасный из всех грехов — это измена своему Гуру, так как это равносильно измене Богу. Будь осторожен.
А теперь Я снова преподам тебе Веды». Сказав это, Бог Солнца передал ему знание Вед.
[14] Появление Бога Солнца в образе коня (Ваджи) перед Яджнавалкьей было благим результатом того, что его предки всегда делали пожертвования бедным, раздавая им пищу. Эта духовная практика называется Аннадана. Так их семья получила имя Ваджасам.
Ведам, которым учил Яджнавалкья, были даны следующие имена: Шукла Яджурведа, Ваджасаканда и Адитья Канда. Яджурведа была разделена на две части. Поэтому изначально было четыре Веды, впоследствии их стало пять, а именно: Ригведа, Кришна Яджурведа, Шукла Яджурведа, Сама Веда и Атхарвана Веда.
[15] Сознавая, что причиной великой благосклонности Бога Солнца в передаче знания Вед было то, что предки Яджнавалкьи всю свою жизнь совершали пожертвования пищи бедным, он в своем учении придавал очень большое значение этой духовной практике, которая называется Аннадана. Его учение гласило:
- Нет более благородного дара, чем пища,
пожертвованная в пользу нуждающегося, - А уважение к родителям так же священно, как поклонение Богу.
- Нет возвышеннее правды, чем повторение Имени Всевышнего Господа
и принятие лишений во имя Него. - Нет Дхармы выше сострадания
и нет награды лучше, чем общество святых и добрых людей. - Нет врага опаснее, чем злоба,
и нет болезни более тяжкой, чем остаться должником. - Дурная слава при жизни хуже, чем самая ужасная смерть, а добрая репутация — это самое драгоценное богатство в жизни.
- Ничто не украсит вашу жизнь так,
как постоянное поминание Бога и воспевание Его Имени.
Помимо практики Аннадана — пожертвования пищи бедным, Яджнавалкья в своих учениях обращал также особое внимание учеников на важность служения своим родителям и верности Учителю (Гуру).
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XVI, Высшая мудрость [11] — [15] )