[4] Веды состоят из четырех частей – четырех Песен (Канда):
1- Карма Канда, посвященной Карме или Труду;
2 — Упасана Канда, повествующей о ритуалах совершения действий, Поклонению;
3 — Джнана Канда, посвященной Мудрости, или Озарению.
Эти три подразделения соответствуют последовательным этапам духовного восхождения человека.
Эволюция человека начинается с действия и осознания, что человеческое тело предназначено для Дхармы, выполнения своего долга через труд (Карму).
Если его действия (Карма) будут хорошими, в надлежащее время это приведет к пониманию Упасаны, то есть идее поклонения Богу и совершению обрядов.
После поклонения Богу с любовью и преданностью человек достигает следующей и конечной ступени — Озарения и Мудрости (Джнаны).
В целом Труд (Карма), Поклонение (Упасана) и Озарение (Джнана) — это единый процесс, подобный тому, как цветок развивается в зачаток плода, а потом превращается в спелый плод.
Поскольку простым людям было сложно усвоить наставления Вед, позднее появилась вспомогательная литература в форме Пуран — мифологии и Итихас — эпических поэм, благодаря которым все люди могли узнать о принципах Кармы, Упасаны и Джнаны и применять их в своей жизни.
[5] Заключительная, 4-ая часть Вед — это Упанишады, которые называют Ведантой. В Упанишадах три последовательных ступени духовного восхождения — Труд, Поклонение и Озарение называются Йогами.
Суть Карма Йоги или Йоги Труда состоит в посвящении всех своих действий Богу, совершение всех поступков как подношения Ему, для Его удовольствия.
Йога Поклонения (Упасана Йога) — это путь, основанный на искренней любви к Богу, идущей из глубины сердца, и стремлении достичь гармонии и чистоты мысли, слова и действия.
Но если главным мотивом любви к Богу является стремление достичь исполнения земных желаний — это не истинная Упасана. Настоящая любовь существует только ради любви, а не ради других устремлений.
Для последователей Йоги Мудрости (Джнана Йоги) вся Вселенная — это явление Бога. Вера в то, что Божественная сила присутствует во всех живых существах как Атма, и есть Озарение или Высшая Мудрость (Джана).
[6] Студенты могут подумать, не странно ли это, что согласно принципу Единства, все — Одно, и в то же время существует нескончаемое разнообразие форм, имен, образов действия, представлений идей и т.д.
Эти сомнения могут быть рассеяны, если мы представим себе в качестве примера океан. В безграничном океане существует несчетное количество волн. Каждая волна отличается от остальных по форме, размеру и т.п. Так создается видимость, что все волны существуют отдельно друг от друга. Тем не менее все эти волны — не что иное, как различие форм, принимаемых водой океана, единой для всех волн. Таким образом, волны неотделимы от океана.
Также и разнообразие имен и форм Вселенной — это волны, то есть проявления одного и того же единого океана Сат-Чит-Ананды, Чистого Бытия-Сознания-Блаженства. Несмотря на видимое разнообразие имен, форм и образа действия, суть всего проявленного мира — это чистая Сат-Чит-Ананда.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XVI, Высшая мудрость [4] — [6] )