[14] Все вы знаете, что слон, гигантское животное, обладая огромной силой, послушно и кротко подчиняется маленькому человеку, который пришпоривает его. Почему? Потому что слон не знает, насколько велика его сила. Так и черный шмель может насквозь проточить твердое дерево. Но этот же шмель, попав в мягкий и нежный цветок лотоса, не в состоянии выбраться из него и погибает там, как в ловушке, потому что ничего не знает о своей силе.
В подобной ситуации находится и человек, который не делает даже и малейшей попытки, чтобы познать Божественность, святость и блаженство, изначально присущие ему, но что еще прискорбнее, — отказывается даже верить этому, когда ему об этом говорят.
[15] Будьте уверены, что при определенных усилиях и должной устремленности ваша Божественность, источник вечной Радости, наверняка откроется вам.
Мускусный олень, не зная, что мускусный запах исходит из его собственного пупка, бродит беспокойно по лесу в поисках источника этого запаха. В конце концов, он в изнеможении ложится на землю в тени дерева, чтобы отдохнуть. И тут, его нос чует, что этот запах исходит от него самого. «Какой глупец! — думает он про себя, — так носиться по всему лесу, изнуряя себя, ведь источник этого запаха — я сам!» Такова природа невежества.
Аналогично положение и человека. Вечное Блаженство, беспредельное Блаженство и чистое (недвойственное) Блаженство — все это естественное состояние человека.
Но соблазненный мимолетными мирскими желаниями, человек не способен открыть для себя Высшую Божественную Радость.
[16] В противоположность так называемому блаженству, извлеченному из материальных удовольствий, которое преходяще, и поэтому несет в себе отпечаток сожаления и недовольства, Блаженство Духа — вечно и не имеет и тени печали.
Если вы наполните кастрюлю пайясам (* Сладкое блюдо, приготовленное на кипящем молоке с сахаром) и потом проделаете отверстия в кастрюле, из них польется только сладкий пайясам и ничего больше.
Также и Блаженство Духа или Атмы (Атмананда) в своем проявлении принимает самые разнообразные формы. Поэтому мудрецы древности назвали Дух (Атму) самим Блаженством (Анандой) и Блаженство Духа (Атмананда) было описано ими самыми разнообразными эпитетами: вечное блаженство, высшее блаженство, абсолютное блаженство, блаженство мудрости, непревзойденное блаженство, стоящее выше двойственного мира, чистое блаженство, невозмутимое блаженство, непостижимое блаженство, недосягаемое умом, блаженство, превзошедшее влияние трех гун и так далее.
И если это бесценное сокровище беспредельной Радости Духа предоставлено в ваше распоряжение, к чему эта бессмысленная погоня за удовольствиями материального мира, которая не принесет вам ничего, кроме сожаления, печали и разочарования?
[17] Драгоценные вещи в сейфе и большие суммы денег в банке находятся под надежной охраной, усиленной всевозможными средствами защиты: железными дверьми, металлическими ящиками с огромными замками, круглосуточным наблюдением вооруженных охранников. Бесценное сокровище Радости и Блаженства Духа тоже постоянно охраняется. Его страж — Ахамкара, ядовитая змея человеческого Эго.
[18] Откуда берет начало чувство Эго?
Может быть причина в богатстве человека, его силе, положении в обществе, власти или учености? Нет, не в этом причина его происхождения. Корни Ахамкары — в иллюзии отождествления себя со своим телом (Деха-брантхи).
А что касается таких вещей, как богатство, высокое положение, власть, — вам уже должно быть ясно, что они — не долговечны. Этому вас учит как прошлое, история, так и то, что происходит в настоящее время, а также Священные Писания, включая Бхагавад Гиту. Все эти блага, могут покинуть вас в любой момент, порой даже не дотянув до могилы, не говоря уже о том, чтобы пересечь могильную черту.
То, что остается с вами вечно — это итог хороших и плохих поступков, совершенных в жизни.
[19] Не забывайте о непреложном правиле жизни: «Что посеял, то и пожнешь«. Это неизменный закон Кармы, в который в Индии свято верят.
Поэтому, прежде чем сделать что-либо, скажите себе: «Я — воплощение божественной Атмы. Правильно ли то, что я собираюсь сделать? Честно ли это? Не низко ли это?»
Если такой самоконтроль и дисциплина войдут в вашу повседневную практику, вы сможете оградить себя от порока, все ближе и ближе продвигаясь к Атме.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XIV, Беспредельный восторг духа [14] — [19] )