[25] Если кто-то в этом мире заявляет, что он — свободен, эту свободу можно назвать не иначе как свободой безумца. Её также можно назвать вынужденной свободой Эго, т.е. свободой зависимостей и привязанностей.
Если вы считаете, что ваша свобода выражается в том, что вы при желании можете накричать на свою жену и детей, — думать так было бы очень ограниченно с вашей стороны. Это проявления крайнего эгоизма — желание возвысить себя, унизив при этом других.
Истинная свобода возможна там, где соблюдено условие невмешательства в свободу других. В этом мире вы не найдете такой свободы.
[26] То, что существует в этом мире — это сложная иерархия подчинений, где высший командует низшим. Результат этого — зависимость и несвобода для всех за исключением верховных в этой иерархии. Хотя, в строгом смысле слова, и они не обладают свободой, потому что, будучи единственной при отсутствии альтернативы, вопрос о свободе вообще не возникает.
То, что в обществе называют свободой личности или основополагающими правами человека, служит для ориентации человека в его земных делах и общественных проблемах. Но в абсолютном смысле во всем этом нет истинной свободы.
[27] Из всего сказанного, под каким бы углом зрения мы ни рассматривали вопрос свободы, вывод один: человек не свободен и не может быть свободен.
В действительности люди на земле даже не знают, что такое истинная свобода. Для того, кто обрел истинную свободу, нет больше необходимости воплощаться в этом мире. И тот, кто рождается в этом мире, не может быть свободным.
Например, есть ли свобода у животного, привязанного веревкой длиной 10 футов, если животное не может двигаться в радиусе больше, чем длина веревки? Все, что ограничено и имеет пределы, не может быть свободным. Это говорит о том, что мы используем слова, не понимая их значения.
[28] Вы поймете, что такое Свобода, если вам станет ясен истинный смысл понятия Духовное Сердце, для которого не существует пределов и ограничений, потому что признаком его является вездесущность. Оно внутри вас, но оно также в других людях, включая даже тех, кого вы не любите, и тех, кто не любит вас.
И тут у вас может появиться сомнение, как же так, если у всех одно и то же Сердце, почему их мысли, представления и поступки — разные? Все эти различия созданы Умом и ничего общего не имеют с Сердцем. Не о физическом сердце идет речь, а о Духовном Сердце, и только оно вездесуще и безгранично. Оно не имеет формы, но это — основа для всех существующих форм, так же как вкус сладкого — основа всех сладостей.
[29] Все различия, воспринимаемые вами в этом видимом мире, это отражения Ума. Любите ли вы кого-то, или ненавидите, или смеетесь над кем-то — это предпочтения вашего Ума. Если вы покончите с этой «реакцией, резонанасом и рефлекторностью» Ума, его пристрастиями, преследующими вас в этом мире форм, и покрепче ухватитесь за единственную Истинную Реальность, то есть Духовное Сердце, тогда исчезнет бесконечное многообразие мыслей, чувств и поступков и останется Единство.
[30] У Бога нет ни мыслей, ни чувств. Тем не менее, Он определенно отзывается на самые разнообразные обращения к Нему Своих преданных, — их мысли и чувства, их молитвы, отношение к Нему и поклонение Ему. У Него нет симпатий и антипатий. И Он никогда не бывает рассержен на одного или благосклонен к другому. У Него никогда не меняется настроение, как это представляют себе многие из вас.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XIII, Духовное сердце и свобода [25] — [30] )