[7] Рассмотрим один пример: предположим художник нарисовал на листке бумаги портрет танцующей девочки. На рисунке изображены грациозные движения и изгибы ее тела, запечатленного во время танца. На другом рисунке он нарисовал горы и долины. Но, прикоснувшись пальцами к бумаге рисунков, вы не ощутите ни гор, ни долин, ни спусков, ни подъемов, ни движений танцовщицы вверх или вниз.
Также и в феноменальном мире всё разнообразно, как на рисунке, — взлеты и падения, хорошее и плохое, пороки и достоинства, правда и неправда, огорчения и радость и т.д. и т.п., но на уровне Духовного Сердца все эти двойственности жизни или пары противоположностей растворяются и исчезают.
[8] Приведу другой пример. Вот перед вами стакан, изготовленный из серебра. У него есть название и форма. Если вы уберете название и форму, что останется? Только серебро. Это серебро было серебром до того, как из него сделали стакан. Оно осталось серебром и после того, как из него сделали стакан. И будет серебром после того, как стакана не станет, а останется просто масса серебра.
Поэтому, это одно серебро и в начале, то есть до образования формы стакана, и в середине, то есть во время существования стакана, и в конце, то есть после исчезновения формы стакана.
Название и форма стакана появились только в середине, но не в начале и не в конце. То, что не существует ни в начале, ни в конце, а только в середине, на самом деле не может считаться истинно существующим, даже в середине. Его существование — это всего лишь временная видимость, оно — как миф, или иллюзия. Вот почему феноменальный видимый мир называют миром иллюзий.
[9] Бытие — Едино. Когда есть только Одно, и нет второго, о какой свободе или несвободе может идти речь? Свободы от чего? Поэтому ваши представления о свободе или несвободе — это порождения Ума, его измышления.
Мы видим Луну и любуемся ею только когда нет Солнца. Почему мы замечаем Луну только в отсутствии Солнца? Потому что Луна не обладает своим светом. Ее свет — это отраженный свет Солнца.
Подобно этому, когда мы не видим Солнца Высшего Я, мы обращаемся к отраженному свету Луны нашего Ума. В Ведах говорится о том, что Ум подвержен влиянию Луны, он — её отражение.
До тех пор, пока человек не встал на духовный путь, обратившись к Атме, к познанию своего Высшего Я, он всецело будет занят собственным умом, угождая ему, посвящая ему все свое свободное время и внимание. Только в ментальном мире Ума жизнь воспринимается в её двойственных понятиях духовного и светского, небесного и земного, свободы и рабства, мужчины и женщины, Природы и Абсолюта. Все эти противоположности являются порождениями Ума.
[10] Предположим, человек живет в крайней бедности. Он очень голоден. В результате всех его попыток выпросить хоть какую-нибудь милостыню, никто не подает ему ни гроша и не предлагает ему пищи. Тогда, чтобы хоть как-нибудь утолить свой голод, он решает, что свободен в совершении кражи. Хотя к такому решению, продиктованному эгоистическим рассудком, он и пришел по собственной воле, его совесть не одобряет его. Можно ли назвать это свободой и свободным выбором, если против этого выступает его совесть? В лучшем случае это можно назвать вынужденной свободой необходимости.
Как можно достичь истинной свободы? — Только избавившись от искажений Ума и уничтожив его власть над нами.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XIII, Духовное сердце и свобода [7] — [10] )