«Как поблескивает и дрожит капля росы на лепестке лотоса!
Жизнь человеческая в этом стремительно меняющемся мире
подобна этой капле.
Раздоры, болезни и иллюзии — вот из чего состоит человеческое существование.
Увы! Одна печаль и страдания царят в этом убогом и корыстном мире.
Поэтому, о глупый ум!
Лишь Имя Господа — твое единственное прибежище:
Говинда, Говинда Говинда!..»
(О.И.: Говинда — одно из имен Кришны, божественный Пастырь)
[1] Люди в большинстве своем не понимают, что такое настоящая духовность и в чем заключается свобода человеческой личности.
Духовность — это вовсе не жизнь в уединении, вдали от общества. Наоборот, настоящая духовность заключается в том, чтобы, живя среди людей, заронить семена любви в их сердцах, и способствовать этим процветанию любви мира во всем человечестве. Духовность неотделима от свободы, это единое целое и между ними не существует различий.
[2] Если человеку позволено без какого-либо запрета или цензуры выражать собственные мысли и чувства с общественной трибуны, это называют свободой личности. На самом деле никто не обладает абсолютной свободой. О «свободе» любят говорить политики. Что же это такое, свобода?
[3] Избавиться от иностранного господства и установить национальную власть в стране — вот, что считалось свободой до того, как Индия обрела свою политическую независимость. Но это стало лишь заменой одного правительства на другое.
О свободе можно говорить только тогда, когда достигнуто единство. Без духа единения все разговоры о свободе — это только свобода слов, а не свобода человека.
Истинная свобода человека возможна только тогда, когда он в своей жизни начинает руководствоваться голосом Сердца.
[4] Какой смысл вкладывается в понятие Сердце? Конечно, это не физическое сердце из плоти и крови. Это Духовное Сердце, которое не подвержено влиянию обстоятельств и не зависит ни от места, ни от времени, ни от личных качеств, ни от страны.
Это — Божественное Начало, равно пребывающее во всех людях, во все времена, во всех местах и во всех странах. Это Сердце не имеет формы.
Сердце, как орган человеческого организма, подвержено изменениям. Сердце в духовном понимании этого слова — это то, что есть всегда, оно вечно и неизменно.
Поэтому, истинная свобода состоит в открытии этого Сердца, или Божественного Начала, познав которое, человек познает всё.
[5] Каков микрокосм — таков и макрокосм. Микрокосм относится к миру индивидуума. Макрокосм — это совокупность, тотальный итог всего. Тот, кто познал свою истинную природу — Высшее Я, тот познал всё.
Современный человек стремится познать всё об окружающем его мире, и очень гордится своими знаниями. Но он забыл о том, что не знает самого себя.
В Упанишадах есть история о великом мудреце, который послал своего сына на обучение к одному Гуру. В течение 12 лет его сын обучался всевозможным наукам. По возвращении домой, он принялся рассказывать отцу о своих глубоких познаниях, поскольку гордость собственной эрудицией так и переполняла его. Тогда отец спросил его: «Дорогой сын, познал ли ты То, знание чего позволило бы тебе узнать всё?» Этот вопрос поставил сына в тупик и нанес сокрушающий удар его учености и гордыне.
Из всех видов Гордыни тщеславие собственной ученостью — самое порочное качество. Своим вопросом мудрец дал ему понять, что превыше всех знаний стоит познание Высшей Истины, а не обычные научные знания.
[6] Если вы кого-нибудь спросите: «Кто ты?» и услышите в ответ: «Я не знаю, кто я», — у вас появятся подозрения, что у этого парня не всё в порядке с головой. Но и вы, стремясь к познанию всего, что угодно, только не самого себя, ненамного отличаетесь от него. Поэтому, прежде всего разберитесь в том, кто есть вы.
Вы — это не имя, данное вашему телу, не мужчина, не женщина. Вам необходимо понять природу своего «Я». Это «Я» есть не что иное, как Духовное Сердце. Это «Я» и есть Атма или Высшее Я. Это «Я» есть Брахман или Абсолют. Духовное Сердце человека и есть то всепроникающее начало, которое лежит в основе принципа Вездесущности.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XIII, Духовное сердце и свобода [1] — [6] )