[1] Только основательно поняв природу одеяний человека, его плотного и тонких покровов: физического тела, чувств, Рассудка и Духовного Разума, мы сможем постичь природу Божественного Начала или святой, чистой и вечной Атмы.
« Познай Меня, как Знающего Поле, поскольку Я пребываю во всех Полях. Понимание Кшетры и Знающего Кшетру — это единственное истинное Знание. Таково Моё мнение». (Бхагавад Гита, гл. XIII, 2)
(* Кшетра — поле действия, или тело человека.)
[2] Весь мир — это разнообразные сочетания Полей действия (тела человека) и Знающего Поле.
Поле человеческого тела — это не что иное, как отражение Природы. В человеке присутствуют все аспекты бытия Вселенной, как одушевленные, так и неодушевленные.
Вселенная — это отражение Высшего Я человека. Чтобы познать себя, недостаточно обрести знания о собственном теле, о мире чувств, Рассудка и Духовного Разума. Помимо этого существует Высшее Я, пребывающий во всех полях, и одухотворяющий их.
[3] Чтобы познать Высшее Я, необходимы особые знания. Книжные поверхностные знания, общие знания, сравнительные знания, опытные знания, практические знания — все это относится к инертной материи мирской жизни, полной предубеждений, искажений и субъективности, и не может помочь вам в познании Высшего Я, Высшей Реальности.
Для гранки алмаза нужен алмаз, для удаления занозы нужен такой же острый предмет, как заноза. Также и для познания Высшей Реальности истинного Я необходимо Высшее Знание.
[4] Высшее Знание находится за пределами Ума и открывается человеку лишь после освобождения от власти Ума.
Та безмятежная и глубокая тишина, наступающая после сведения к нулю деятельности Ума, сама по себе является Истинным Знанием. Истинное Знание — это наша исконная природа, а не что-то вновь обретенное нами.
Единственным препятствием на пути к нему является Ум с его заблуждениями и искажениями. Ум скрывает от нас Истину подобно тому, как горящие угли скрыты пеплом, образовавшимся от самих же углей, подобно тому, как поверхность озера скрыта тиной, выросшей на дне озера, подобно тому, как глаз, затянут катарактой, порожденной самим же глазом. Удалите катаракту и вы обретете зрение. Устраните препятствие — Ум, и Высшее Знание откроется вам в одно мгновение.
[5] Это знание не может быть извлечено из книг, не может быть получено от духовных учителей (Гуру) и даже не может быть подарено вам Божественной Милостью Верховной Души.
На самом деле вы и есть Верховная Душа, Атма или Истина (Джнана). Наедине с собой в тишине, если вы спросите себя, что это за Истина, пребывающая во всех, вы услышите в глубине души спонтанный ответ своего внутреннего голоса, неизменного и вечного.
Всё в этом мире подвержено постоянному изменению в результате процессов распада и соединения атомов. который не прекращается ни на одно мгновение. Тем не менее, божественный голос внутри вас, который присутствует во всех без исключения, остается неизменным. Изменения в связи с возрастом человека или состоянием его сознания (бодрствованием, сном или состоянием грез и видений) оказывают влияние на плотное и на тонкое, казуальное тело, но внутренний голос человека свободен от этих воздействий.
[6] Что же это за голос? Это — божественный голос, исходящий из глубин Духа: Ахам, Ахам, Ахам — Я есмь, Я есмь…
Ахам — основа мантры Сохам, которую человек, сам того не замечая, без каких-либо сознательных усилий воли, повторяет вместе с непрерывным дыханием жизни. «Я» или Ахам лежит в основе Ахамкары или Эго, когда человек отождествляет себя в сознании с физическим телом. Ахамкара — человеческое свойство, Ахам — божественное.
Реализовать в себе Ахам (истинное Я) можно только через очищение сердца, а не в результате изучения Священных Писаний.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XII, Путь познания Высшего «Я» [1] — [6] )