[13] Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, это то, как под влиянием гуны Тамаса посредством процесса «пятикратного слияния» и путем сочетания комбинаций элементов тонкая субстанция пяти элементов, уплотняется в своем развитии, что приводит к возникновению пяти плотных элементов.
Предположим, 5 человек, то есть 5 элементов, собрались вместе, и у каждого из них есть монета достоинством в 1 рупию. Затем каждый из них меняет 1 рупию на 1 монету в 1/2 рупии + 4 монеты, равнозначных 1/8 части рупии.
Далее, Акаша (Пространство) оставляет себе свои 1/2 рупии, а остальные 4 монеты достоинством в 1/8 часть рупии распределяет между другими 4 элементами.
Второй элемент Воздух, делает то же самое: оставляет себе свою монету в 1/2 рупии, а остальное по отдельности отдает другим. Огонь, Вода и Земля поступают аналогично, следуя той же самой схеме.
В результате всех этих комбинаций каждый элемент имеет по 1 рупии, но состав ее изменился благодаря обмену между элементами соответствующими частями их собственной природы.
Первоначально каждый элемент сохранял в себе свою целостность. Процесс смешения привел к тому, что теперь каждый элемент состоит из одной половины своей первозданной природы и второй половины, состоящей из комбинации 1/8 частей остальных четырех элементов.
Например, состав Земли будет следующий: 1/2 Земли + 1/8 Пространства + 1/8 Воздуха + 1/8 Огня + 1/8 Воды. Аналогичным будет состав и других четырех элементов.
Так из Единства возникло Многообразие, в основе которого лежит процесс пятикратного слияния элементов.
[14] Это справедливо и в отношении человека, в котором сочетания нескончаемых комбинаций пяти элементов явились причиной бесконечного разнообразия, возникшего из Единства.
В духовной литературе это обозначается при помощи термина Шодаса Кала — 16 атрибутов. О чем идет речь? 16 атрибутов — это пять органов чувственного восприятия, пять органов действия, пять элементов и Ум. Эти 16 атрибутов или аспектов присущи каждому человеку.
И хотя 16 Полных Атрибутов или 16 Кала являются характеристикой Божества, это подразумевает лишь то, что человек должен стремиться к достижению Божественности.
[15] Но стремления современного человека направлены скорее к получению удовольствий, и это превосходит все границы. Более того, он желает моментального удовлетворения своих бесчисленных желаний, поэтому все чаще и чаще выбирает кратчайший путь для достижения цели. Но кратчайший путь, как правило — всегда более опасен и не всегда самый удобный. Шоссейная дорога всегда удобнее проселочной, даже если она может показаться более длинной.
Божественный замысел и пути Господни не легко постигнуть человеку. Движимый желанием всеобщего благополучия и счастья во всей Вселенной, Верховный Владыка использует для этого мириады способов.
[16] Современное состояние мира подобно этой ситуации. Мир находится во власти мощного влияния трех гун или сил. Даже наше видение мира зависит от них.
Посмотрите на глаз. Внешний ободок глаза — красный, что указывает на Раджас. Белая часть глаза — Саттва. Черный зрачок глаза — Тамас. Таким образом, зрение тоже проникнуто свойствами трех гун, и окрашено тремя цветами — красным, белым и черным, их признаками.
[17] Когда у вас возникает вопрос: «Где Бог?», ответ на него можно получить, размышляя над явлениями Природы.
Вращение Земли вокруг своей оси со скоростью 1000 миль в час объясняет явление смены дня и ночи.
Вращение Земли вокруг Солнца со скоростью 66000 миль в час объясняет смену времен года, наступление сезона дождей и возможность выращивания сельскохозяйственных культур, дающих пищу человеку.
Предопределенное Божественной Волей вращение Земли дает возможность человеку обеспечить себя необходимой пищей. Это — видимые доказательства существования Бога.
В Священных Писаниях говорится, что недалекие люди, даже если видят наглядные примеры творения Бога, отрицают Его. Они не понимают, что Природа — это одеяние Бога.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок X, Три силы мироздания [13] — [17] )