Гуна – качество или сила природы, образ действия, способ проявления. Гуна влияет на сущность вещи и результат.
Саттва – одна из 3-х гун — гуна уравновешенности, чистоты, возвышенности, благое начало;
Раджас – гуна подвижности, страстности, деятельное начало;
Тамас – костное, инертное, темное начало.
Как сущность вещи, саттва – добро, счастье; раджас – возбуждение, удовольствие, беспокойство; тамас – инерция, апатия, невежество.
Как результат, саттва приводит к удовлетворению; раджас – к страданию; тамас- к лености.
Цвета гун – белый, красный, черный. Стихии: вода, огонь, земля – соответственно.
[10] Обратим внимание на некоторые важные особенности проявления этих элементов. Выражением сатвического состояния Пространства является Ухо (слух). Но то же самое Пространство в состоянии Раджаса находит свое выражение в Голосе, способности говорить.
Из этого можно сделать вывод, что у Пространства — двое детей, один из них — это Ухо, с характером Сатва, а другой — это Голос с характером Раджас. Ухо, первый ребенок Пространства, принимает звук из внешенего мира во внутренний. Второй ребенок Пространства, Голос, направляет свою реакцию в форме слов из внутреннего мира во внешний.
Также и Кожа, орган осязания, является первым ребенком Воздуха в состоянии Сатвы. Второй ребенок Воздуха в состоянии Раджаса — это орган действия, Рука.
Предположим, Кожа чувствует, что по ней ползет муравей. В тот же самый момент Рука реагирует на этот сигнал и стряхивает муравья.
Из этих примеров видно, что сатвическое начало заинтересовано в получении впечатлений извне, в то время как качеству Раджаса свойственно выносить эти впечатления изнутри наружу в виде своей реакции на них.
Другими словами, органы восприятия, возникшие из сатвического начала, принимают стимулы из внешнего мира во внутренний, а органы действия, возникшие из состояния Раджаса, дают ответную реакцию на эти стимулы.
[11] В настоящее время в мире происходит как раз все наоборот. То, что обладает качествами Раджаса, воспринимается и берется на вооружение, а все, что имеет сатвические свойства, отвергается, хотя согласно естественной схеме Творения, то, к чему следует стремиться — это Сатва, а то, что следует отвергать — Раджас.
[12] Сатва — это способ проявления Природы, который имеет первостепенное значение. Природу, Пракрити, называют словом «Стри», которое состоит из трех слогов: Са-, Та-, Ра-.
Скрытый смысл этого слова заключается в том, что прежде всего следует стремиться к тому, что обладает сатвическими качествами (Са-);
следующий слог Та- подразумевает развитие некоторых свойств Тамаса, таких как смирение, сдержанность, покорность, скромность;
последний слог Ра-, обозначающий гуну Раджаса, говорит о том, что иногда, при определенных жизненных ситуациях, необходимо проявить твердую решимость и непреклонность характера. Качество Раджаса должно занимать последнее место в характере человека. Это означает, что действия, продиктованные свойствами Раджаса, следует предпринимать в крайнем случае, как последнее средство, только когда их невозможно избежать.
В бесконечном движении Космоса сатвическое начало имеет первостепенное значение и слог Са- или Са-Кара всегда будет стоять впереди. Поэтому, долг каждого развивать в себе сатвические свойства во всех проявлениях человеческой личности — в мыслях, представлениях, словах и поступках.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок X, Три силы мироздания [10] — [12] )