[11] Все выступают за мир и требуют мира. Но мир находится не вне нас, он — внутри нас, только в нас самих. И если вы хотите в полную меру насладиться этим миром и испытать состояние безмятежности духа, вам необходимо прибегнуть к духовной практике, которая называется Абхьяса. Что это за практика?
Во-первых, откажитесь от всех мыслей, проникнутых себялюбием и эгоизмом.
Затем, углубившись в себя, в постоянном поиске самопознания настойчиво и упорно спрашивайте себя: « кто я есть на самом деле?»
Если вы в ответ просто повторите трижды: «Я — человек, я — человек, я — человек...» — вы будете человеком лишь наполовину. Чтобы полностью осознать свое человеческое достоинство, вы должны сказать: «Я — не животное, я — не животное, я — не животное «.
Люди в наше время называют себя людьми, а ведут себя, как животные. В этом смысле животное гораздо лучше человека, потому что оно осознает себя животным и ведет себя соответственно, в то время как человек, заявляя, что он человек, ведет себя, как животное.
[12] Вам присвоено имя человек (манава), потому что вы наделены умом и рассудком (манасом). Но чтобы быть достойным этого имени, следует должным образом формировать свой характер и ум, так, как это подобает человеку, а не животному.
Ум и человеческая душа — это самое бесценное сокровище, которым обладает человек, это великий божественный дар. В Священных Писаниях сказано, что только ум в ответе как за рабство человека, так и за его освобождение.
Поэтому, как можно в чем-либо обвинять свой ум, если исключительно с его помощью вы можете достигнуть высшей цели человеческой жизни — освобождения? Нож используют для резания фруктов, овощей и т.д. Но, если в припадке гнева или депрессии, человек воспользуется ножом для того, чтобы перерезать горло себе или кому-нибудь другому, вина ли в этом ножа? Поэтому не осуждайте свой ум, ведь вы же сами злоупотребляете им. Станет ли ум орудием вашего духовного прогресса или падения зависит от того, как вы будете использовать его.
[13] Часто Ум сравнивают с кошкой. Кошка бережно и заботливо берет своих котят зубами за шкирку и относит их в безопасное место. И в полном контрасте с этим она может использовать свои зубы для того, чтобы растерзать мышь.
То же самое происходит и с Умом. Он станет верным помощником и благодетелем того, кто устремлен к Богу, посвящая Ему свои добрые мысли, добрые слова и добрые поступки. И наоборот, этот же Ум приведет к катастрофе тех, кто избрал неверный путь бесчестия или открытого служения злу.
(О.И.: Серафим Саровский говорил: «Если ты не со зла, если не специально навредил, тогда Господь поможет»).
[14] То, как проявляет себя Ум, можно сравнить с театром одного актера, в котором один актер — Ум — принимает разные обличия и исполняет разные роли в зависимости от различных жизненных ситуаций.
В безвременном начале Бог был един, и у Него появилась мысль: «Я — один, пусть Я стану множеством.» Так из Одного возникло Множество. Однако, несмотря на это Множество, Единое продолжает существовать в разнообразии, которое не затронуло его Единства. Поэтому, как Единство в Многообразии, так и Многообразие в Единстве — порождение Мысли, или Желания, или Воли Бога (Санкальпа).
То, что требуется от вас — это регулировать правильность ваших мыслей и желаний.
[15] Как только у вас появляется какая-либо мысль, не следует стремительно и необдуманно бросаться к действию, необходимо с помощью Духовного Разума подвергнуть её тщательному анализу, чтобы принять правильное решение для её осуществления.
(О.И.: задай вопрос: это Богу понравится или нет?).
Но в наше время большинство людей склонны спешить, воплощая в жизнь свои идеи, предварительно не обдумывая правильности своего решения.
В этом смысле истинно говорится в поговорке: «Поспешишь, людей насмешишь», или «поспешишь — убытков натворишь», а от убытков — одни беспокойства. Поэтому спешка и душевный покой не совместимы.
(* Английский вариант поговорки, которую часто повторяет Свами, следующий: HASTE MAKES WASTE, WASTE MAKES WORRY, SO DO NOT BE IN A HURRY / Спешка приводит к потерям, потери вызывают беспокойство, поэтому не спешите.)
Спокойствие и безмятежность духа наступают только вследствие предварительно обдуманных и хорошо взвешенных действий.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок VI, [11] — [15] )