Развивайте чувство различения
Если вы хотите добиться контроля над пищей, которую вы принимаете, вам не следует продолжать кормить язык всем, чего бы он ни пожелал. Следует развивать Буддхи-йогу, что значит развивать разум, умеющий различать.
Необходимо использовать способности различения, чтобы постоянно находить то, что неизменно, и отличать его от того, что преходяще. Это можно описать как Буддхи-йога — йога интеллекта.
Вы должны разобраться в том, относится ли пища, которую вы принимаете, к качествам cаттва-гуны, раджас-гуны или тамас-гуны, то есть чиста ли она или обеспокоит и понизит моё сознание.
О.И.: Пища регулирует привязанности и чувства. Кушаем свинину – она становится нами. Грибы – то же. Яблоки, молоко – они быстро проходят трансформацию через нас, а мы отдаем им свой потенциал.
Если бы вы принимали пищу рассудительно, вас не трогали бы ни критика, ни похвала; вы всегда оставались бы невозмутимыми. Но если вы принимаете пищу без разбора, не пытаясь выяснить, чиста она или может нарушить покой вашего сознания, понизив его уровень, если вы лишь думаете о том, чтобы удовлетворить свой голод и вкусовые железы, вы не сможете контролировать свои привязанности и чувства.
Вы опуститесь до того, что станете хилыми. Если кто-нибудь сделает вам замечание, критикуя или обвиняя вас, вы начнёте терять уверенность в себе и чувствовать, что весь мир против вас. Как только вас раскритикуют, ваше счастье исчезнет, вас охватит горе и чувство, что жизнь бесполезна.
О.И.: вот откуда в нас днем минуты плохого настроения и отчаяния.
С другой стороны, если кто-то похвалит вас и даст вам высокую оценку, ваше эго и гордыня станут раздуваться, и будет почти невозможно держать их в подчинении.
В чём причина такой нестабильности? Одной из наиболее важных причин такого рода слабости является та пища, которую вы принимаете. О.И.: «что едим, тем и становимся».
Чистота пищи, кухонных приборов и повара
Держите в уме важность саттвической пищи, это поможет вам поддерживать спокойствие во всех ситуациях, чтобы вы не взлетали, когда вас осыпают похвалами, и не поддавались депрессии, когда на вас обрушивается критика.
Обязательно должна соблюдаться чистота сосудов и кухонных приборов, используемых для приготовления пищи. Чистота относится не только к физической чистоте, но также и к тому, каким образом были получены посуда и пища. Вы должны разобраться, получено ли всё это надлежащим образом и честным трудом или нечестным путём. Предметы, полученные нечестным путём и используемые для приготовления пищи, не только будут способствовать плохим мыслям, но и заставят вас спуститься на ложный путь.
Следующий шаг — это выяснение чистоты самого процесса приготовления пищи: мыслей и чувств того человека, который готовил пищу. Были упомянуты три вещи, за которыми надо внимательно следить, постоянно их контролируя. Обычно вы обращаете внимание только на чистоту сосудов, а не на две другие стороны, а именно: чистоту человека, готовящего пищу, и чистоту самой пищи. Вы не знаете чувств в душе повара, и вы не знаете, честным ли путём продавец получил продукты, которые вы покупаете на рынке.
Поэтому прежде, чем приступить к еде, следует помолиться и предложить всю пищу Богу, чтобы совершить обряд её очищения. Молитва, предлагаемая перед едой, произносится не для Бога, а для вашего же собственного блага: она очищает пищу с помощью благословения Бога.
До того, как вы предложили молитву, пища есть не что иное, как просто пища, но как только вы предложили её Господу, она становится прасадом — освящённой пищей. Молитва удаляет все недостатки и несовершенства в сосудах и предметах пищи так же, как и удаляет все негативные влияния, возникшие во время процесса приготовления пищи.
В соответствии с Гитой осуществлять контроль языка, принимая саттвическую пищу в ограниченных количествах, чрезвычайно важно для преданного.
(Сатья Саи Гита. Часть первая, гл.7)