Мир как река истины и не-истины
Вот почему мир уподобляют реке, где реальность связана с нереальностью или изменениями. На этот мир можно смотреть как на поток изменяющейся истины, которая подвержена оценочному суждению и поэтому не является полностью истинной.
Мир — это сочетание чистой Истины, которая остаётся вечно неизменной, с не-истиной, которая относится к тому, что меняется постоянно.
Это состояние в Веданте называется “истина — не-истина” (Сат-асат).
Садхана (ежедневная духовная практика) относится к процессу, с помощью которого мы отделяем истину от не-истины, сохраняя истину (5% видимого — 95% невидимого).
С этой точки зрения, мы можем ближе рассмотреть Майю, иллюзию, то есть мир, существующий отдельно от нас и от Бога.
Невежество, природа, мир, иллюзия, разум — это всё синонимы. Это всё Майя.
Майя непосредственно связана с тремя гунами, представляющими собой три качества:
— инерцию (Тамас);
— деятельность (Раджас);
— гармонию (Сатва).
Весь жизненный опыт можно разделить на эти три категории. Попасть под гипноз, думая, что существует то, чего на самом деле не существует, — это и есть Майя.
В Писаниях сказано: “Брахма Сатьям Джагат Митья”, что значит: “Бог истинен, а мир ложен”.
Надо понять это правильно: неистинно лишь наше ошибочное понимание и то, как мы видим этот мир, а мир сам по себе истинен.
Брахман — единая неизменная основа этого мира (Митья). В действительности мир — это лишь Брахман.
Держитесь только Бога
В Бхагавад-Гите Кришна сказал Арджуне:
“Арджуна, ты подчиняешь себя элементу времени; ты попадаешь в его поток и уходишь далеко-далеко от Меня. Покорись Мне, и все твои печали скоро исчезнут”.
Когда вы ассоциируете себя с Богом, когда вы с Ним рядом, иллюзия не может причинить вам вреда.
Возьмём небольшой пример.
В особняках богачей, обычно у входа, находится сторожевая собака. Эта собака не похожа на уличную; она воспитана хозяевами с большой любовью. Такая собака не станет лаять, увидев проходящих мимо людей. Она будет лаять только, когда кто-то подойдёт к калитке и захочет войти.
Большинство посетителей, услышав лай, просто уйдут, не входя в калитку. Однако тот, кто твёрдо решил встретиться с хозяином дома, будет стоять у входа и громко его звать. В конце концов хозяин выглянет из дома, чтобы посмотреть, кто стоит у калитки. Как только хозяин увидит, что его ждёт друг, он выйдет ему навстречу и поведёт его в дом.
Если этот кажущийся незнакомец, ожидающий у входа, окажется другом хозяина дома и пойдёт с ним, собака больше не будет лаять или пытаться укусить его. Собака теперь знает, что сам хозяин разрешил этому человеку войти.
Майю или иллюзию можно сравнить с такой собакой: она охраняет дом Мокши, вход к освобождению и блаженству.
Если приходит человек, который не является другом хозяина дома, если ему нечего там делать, но он настойчиво хочет войти в дом, собака схватит его. Боясь последствий встречи с собакой, большинство людей убежит.
Но человек с твёрдым намерением найти хозяина дома не обращает на собаку никакого внимания. Он остаётся у входа, стараясь привлечь внимание хозяина до тех пор, пока хозяин не выйдет. Для такого настойчивого человека, ожидающего у входа, даже лай собаки помогает, так как он привлекает внимание хозяина, находящегося в доме.
И когда хозяин узнаёт его, он приглашает его в дом.
Таким образом, только тот, кто полон решимости, только тот, кто будет ждать, как бы яростно собака ни лаяла, увидит Учителя и сможет войти в обитель безграничного мира.
(Сатья Саи Гита. Часть первая, гл.4)