Твёрдая, непрерывная практика созерцания Господа — вот та духовная деятельность, которая рекомендуется преданным.
В Гите эта практика непрерывного пребывания разума на Господе, называется Абхайса-йога. Это называется также дхйяна или медитация.
С помощью такого метода вы постоянно обращаете разум в себя для того, чтобы соединиться с Господом.
Слово “дхйяна” происходит от санскритского слова, означающего “помнить Бога”. Просто думать о Боге время от времени — это ещё не медитация. Медитация — это значит думать о Господе при любых обстоятельствах, в любое время и повсюду. Это постоянный и непрерывный процесс.
О.И.:Пример матушки Сепфоры ( Семфоры). Она жила в миру, имела семью и детей, работала в колхозе. Но, что бы она не делала, она постоянно произносила Иисусову молитву. Картошку копала, корову доила – и непрерывно повторяла: «Господи, помилуй!»
Любая практика концентрации, которой вы периодически занимаетесь, обычно означает сосредоточение внимания на определённом предмете и ассоциация с определённым местом и временем. О.И.: так, во время медитации я вас прошу сконцентрироваться на пламени свечи или лампады.
Практика же медитации, которая происходит непрерывно, совершенно свободна от всех объектов и явлений и полностью выходит за пределы пространства и времени. Поэтому в Гите непрерывная практика медитации описывается, как нечто более высокое по сравнению с любой периодически проводимой практикой.
Но развитие мудрости превосходит даже медитацию. Мудрость исходит из Вичараны — практики внутреннего исследования. Это практика исследования внутренней природы, самого сердца всех объектов.
Если вы будете настойчиво действовать подобным образом, вы постепенно достигнете высшего состояния мира и блаженства.
В этом уникальная цель человеческой жизни. Придёт время и её достигнет всё человечество.
Три стадии на пути мудрости
Чтобы достигнуть этой цели — пребывания во внутреннем покое — необходимо пройти три стадии.
Надо начать со стадии, называемой Джигнасу, — стадии духовного поиска, стадии ученика. Когда вы полностью посвящаете себя практике духовного учения в повседневной жизни, вы переходите из стадии Джигнасу в стадию Садхаки. После этого вы достигаете цели — это стадия Арудха, где вы наслаждаетесь блаженством осознания Бога.
Если вы хотите более простого объяснения, вы можете сравнить стадию Джигнасу с периодом жизни, когда вы студент. На этой стадии вы проявляете наибольшую активность в достижении знаний. Как Джигнасу, вы изучаете великие силы Бога и таинства, скрытые за этим понятием. Вы пытаетесь понять принцип Тат Твам Аси — “Я есть То” через исследование. То есть вы делаете усилия, чтобы понять Тат и Твам — То и Это. Тат говорит о вечном Божественном Принципе, который мы называет Богом, а Твам говорит о бессмертной Атме, являющейся единой истинной Сущностью каждого. На стадии Джигнасу вы стремитесь примирить их и достигнуть единства между ними.
Прежде всего надо понять, что существует единство, лежащее в основе всего сущего. Затем, осознав это, вы должны жить соответственно, применяя эту великую Истину в повседневной деятельности. Таким образом вы продвигаетесь вперёд, чтобы стать садхакой. Стадию Садхаки можно сравнить с тем периодом жизни, когда вы имеете работу и заняты своей профессией. Если вы не получили достаточного образования и не имеете хорошей квалификации, вы не сможете найти соответствующего положения в обществе. Следовательно, на стадии Джигнасу вы получаете хорошее образование и развиваете свои знания, чтобы на следующей стадии, Садхаки, вы могли применить это образование на практике и использовать его для выполнения цели всей своей жизни.
Третью стадию, Арудха, можно уподобить более позднему периоду жизни, когда вы, уходя на пенсию, оставляете работу. Вы получите пенсию только после того, как завершите трудовую деятельность.
Но прежде всего, начиная свою карьеру, вы получаете работу только после успешного окончания своего образования и имея квалификацию.
Эти три стадии в вашем духовном поиске, а также на вашем жизненном пути и есть: первая — Джигнасу, когда вы студент, вторая — Садхаки, когда вы профессионал, и, наконец, третья — Арудха, когда вы пенсионер. На последней стадии, Арудха, вы наслаждаетесь совершенным покоем души, осознав единство всего Творения.
Чтобы в полной мере достигнуть покоя души и непреходящей внутренней радости, вам необходимо сначала пройти стадию исследования и отказаться от всех привязанностей к миру.
В наши дни так называемые духовные искатели начинают со стадии привязанности, а затем уже, позже, пытаются войти в стадию внутреннего исследования. Они называют друг друга братьями и сёстрами и стремятся стать садхаками, практикующими единство, но в то же время берут на себя новые мирские привязанности.
В лучшем случае их можно назвать преданными наполовину. Бхагавад-Гита не мирится с тем, кто предан лишь частично. Гита учит полной покорности.