Бхакти-йога очень подробно описывает поклонение Богу как с атрибутами, так и без атрибутов, как в форме, так и без формы. Гита сравнивает эти два вида поклонения, показывая, который из них лучше, легче и безопаснее для преданного на каждой ступени его духовного прогресса. Гита заявляет, что невозможно достигнуть стадии вне формы и атрибутов, не пройдя через стадию поклонения Богу с атрибутами и формой.
Пока вы привязаны к телу и погружены в сознание тела, вы не сможете понять и достигнуть Всевышнего вне атрибутов и формы. Вы достигнете необходимого уровня поклонения Богу вне формы только после того, как преодолеете свою привязанность к телу, свою привязанность к миру и все другие привязанности.
Таким образом, пока вы отождествляете себя с телом и думаете, что у вас есть определённая форма, вы не сможете достигнуть аспекта Божества вне атрибутов.
О.И.: Иконы, свечи, ритуалы, одежда – все это необходимо, чтобы продержать свое внимание на этих атрибутах и продолжать работу над собой, «не спать».
На самом деле весь мир — это форма Бога.
Поэтому следует начать поклоняться Богу с атрибутами, то есть поклоняться определённому воплощению или форме Бога.
О.И.: Саи Баба – «есть 1000 имен, и все они Мои». Выберите святого, гуру, учителя и начните ему поклоняться.
Постепенно, проведя на этом пути некоторое время, вы сможете изменить эту практику и начать поклоняться бесформенному аспекту Всевышнего.
Люди считают, что можно поклоняться вселенской форме Бога; но даже это в конечном счёте есть поклонение форме.
Вишвасварупа, космическая форма Господа, идентична Бхутакаше, плотному физическому аспекту Вселенной.
На ментальном уровне ему соответствует тонкая форма Господа, то есть Читтакаша — тонкий аспект Вселенной. Эти два аспекта, Бхутакаша и Читтакаша, связаны с чувствами и разумом. Чидаакаша превосходит как чувства, так и разум.
В состоянии бодрствования влияние разума и чувств очень сильно.
В состоянии сна может не быть влияния чувств, тем не менее остаётся влияние разума.
В казуальном состоянии глубокого сна или Сушупти, разум растворяется.
Феноменальный (проявленный) мир, ассоциируемый с чувственными органами, есть Бхутакаша.
Читтакаша относится к состоянию разума, ассоциируемого с состоянием сна. Состояние глубокого сна, Сушупти, — это когда нет ни разума, ни органов чувств; это и есть Чидаакаша.
Только в состоянии Сушупти, когда разум и чувства бездействуют, можно испытать аспект Божества без атрибутов и формы. (О.И.:»комната №4″)
Вы не можете двигаться вперёд, основывая свой опыт только на Божественном принципе, выраженном в имени и форме. Как форма, так и отсутствие формы, одинаково важны для преданного.
Это как два крыла у птицы или две ноги для передвижения. Цели можно достигнуть с помощью двух ног (формы и её отсутствия), вставая одной перед другой: одна нога, представляющая форму, получает поддержку от другой, не имеющей формы.
Важно осознать, что воплощение Господа в форме преходяще, в то время как аспект Божества вне формы вечен, вездесущ и неизменен.
(Сатья Саи Гита. Часть третья)