26 качеств присущи праведным людям, наделенным божественной природой.
Человек, обладающий этими божественными качествами, сможет развиваться духовно и в конце концов покинуть материальный мир.
Санньяси – это человек, полностью посвятивший себя духовному развитию, отшельник, или монах, разорвавший материальные связи с семьей и обществом.
Важнейшее качество санньяси — это бесстрашие. Поскольку санньяси живет один, без всякой поддержки или ее гарантии, он должен полагаться только на милость Господа. Если человек думает: «Кто защитит меня после того, как я порву все связи с семьей и обществом?» — ему не следует давать обет отречения. Он должен быть твердо убежден в том, что Кришна всегда пребывает в его сердце, и что Он все видит и знает все наши намерения. Необходимо твердо верить в то, что Кришна в образе Параматмы позаботится о предавшейся Ему душе. «Я никогда не останусь один, — должен думать санньяси. — Даже в самых непроходимых джунглях Кришна всегда будет рядом со мной и не оставит меня без защиты и покровительства». Такую убежденность называют абхайам, бесстрашием, и она должна определять состояние ума человека, отрекшегося от мира.
По шастрам (правилам для людей) институт варнашрама-дхармы, делящий всех людей в обществе по роду их занятий и социальному статусу на четыре касты и четыре ступени духовной жизни, предназначен для того, чтобы разделить людей не по происхождению, а в соответствии с их качествами и уровнем образования. Это нужно для того, чтобы обеспечить в обществе мир и процветание.
- брахманы— интеллектуальный слой людей, обладающих безупречным поведением и подлинным духовным знанием;
2. кшатрии— правители, руководители, воины, обладающие силой, могуществом, великодушием;
3. вайшьи — земледельцы, торговцы, банкиры;
4. шудры — рабочие, т.е. люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами, и поэтому их развитие и существование в полной мере зависит от служения другим классам общества.
Санньяси считается духовным учителем всех остальных каст и укладов. Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр, однако санньяси, стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов.
Жизнь людей, отрекшихся от мира, регламентирована множеством правил и предписаний. Помимо обладания таким качеством, как бесстрашие, санньяси должен очистить свое существование, всегда жить в чистоте. Чтобы вести чистый образ жизни, человек должен следовать правилам, регламентирующим жизнь того социального уклада, к которому он относится.
Самым важным из них является строгий запрет на близкие отношения с женщинами. Санньяси не имеет права даже разговаривать с женщиной наедине. Санньяси также строго запрещено наслаждаться роскошью и богатством. Богатство может быть или нет, но обладать им ради чувственного удовлетворения санньяси не может. Он – санньяси, а значит, «кушает на простом блюде с таким же удовольствием, как и на золотом» (Сенека).
Следующим качеством является сосредоточенность на познании истины. Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства. Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние. Одно из качеств по-настоящему духовного человека — это смирение, и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с грихастхами и пробудить в них сознание Кришны.
Слово грихастха переводится как «тот, кто живет (стха) дома (гриха)». Это 2-ая ступень духовной жизни, которая указывает на то, что человек принимает семейный уклад жизни лишь с одной целью: иметь более подходящие условия для своего духовного развития.
(«Бхагавад-Гита, как она есть», глава 16)