23 февраля — это праздничный день вовсе даже и не в нашей стране. Название и смысл этого праздника также изменились за время нашей жизни, не говоря об изменениях за время существования самого праздника. Для нашей семьи этот день был и остался днем Советской армии.
Непосредственно к армии в СССР отношения имели представители двух поколений Горячевых — мой дед и мой отец.
Все, что мне известно про деда Горячева Григория Егоровича, как военного — известно из архивной выписки.
Есть еще учетная карточка, но она явно заполнена с ошибкой — не мог человек пропасть без вести раньше, чем был зачислен на должность.
Мы не знаем, когда и где погиб Горячев Григорий Егорович. Правда, если посмотреть краткую историю существования 141-й отдельной стрелковой бригады, то станет известно хоть приблизительно место и те события, в результате которых мой дед погиб(?). Официально — пропал без вести.
на 01.01.1942 г. — Сталинградский ВО — формирование
на 01.02.1942 г. — Сталинградский ВО
на 01.05.1942 г. — Брянский фронт — 40 А
В действующей армии с 25 апреля по 28 июля 1942 года, после чего расформирована, как погибшая в боях.
После формирования и обучения бригаду было приказано направить железной дорогой в распоряжение командующего Брянским фронтом. Погрузка – станция Калач-на-Дону 16.04.1942 г, выгрузка – станция Нижнедевинц. Бригаду (численность порядка 5000 человек) отправили с имеющимся вооружением, полностью укомплектованным личным составом, лошадьми, транспортом, матчастью, спец.имуществом.
В начале июля 1942 года Старый Оскол оказывается в эпицентре военных действий. Начало активности на этом направлении приходится на лето 1942 года и связано с неудачной для советской стороны Воронежско-Ворошиловградской операцией. Немецкая наступательная операция стала логическим продолжением успешных действий под Харьковым в мае 1942 года. Поэтому операция «Блау» (с 30 июня 1942 года название изменилось на «Брауншвейг») ставила целью развитие успеха немецких войск именно в этом направлении. Оно предусматривало окружение и уничтожение советских войск западнее Старого Оскола, выход к Дону и захват плацдарма на левом берегу (в районе Старого Оскола должны были встретиться 6-ая армия Паулюса и венгерские части). 141 бригада была во втором эшелоне обороны советских войск. 28 июня 1942 года началось немецкое наступление. В ходе боя 141 стрелковая бригада вместе с другими частями должны были нанести контрудар по прорвавшему противнику, однако авиация противника на дала этого сделать. 30 июня 1942 года произошел «южный» удар немцев из района Белгорода. Наступление немцев завершилось прорывом советской обороны на стыке 21-й и 28-й армий Юго-Западного фронта. В ночь на 2 июля советские войска начали отход за реку Оскол и в течении 3 июля 1942 года продолжался отвод войск. Прикрывать отход дивизий должны были 141 стрелковая бригада и 170 танковая бригада, двигаясь в арьергарде. В результате 4 и 5 июля 141-я отдельная стрелковая бригада вела бои в полном окружении на рубеже Старый Оскол – Сорокино. Всего в котле оказалось около 50 тысяч советских бойцов.
Итог: «От советского информбюро. Вечернее сообщение 6 июля. В течение 6 июля наши войска вели жестокие бои западнее Воронежа и юго-западнее Старого Оскола. Южнее Воронежа 6 июля противник вышел к реке Дон в районе Коротояки». 141 отдельная стрелковая бригада была в действующей Армии в составе Брянского фронта с 25 апреля по 28 июля 1942 года, и расформирована как погибшая в боях.
Где и как погиб старший политрук, мы уже никогда не узнаем.
Следующий военный в нашей семье — Горячев Владислав Григорьевич. Мой отец, хотя последние лет 35 его все у нас зовут коротко «дед» или «деда». Он — один из тех мужчин, который всю свою молодую и зрелую часть жизни был непосредственно связан с Армией. Поэтому нашей семье совершенно не важна «политическая составляющая» этого дня. Для нас это профессиональный праздник нашего товарища майора.
Молодой человек, родившийся в Москве и закончивший Гидрометеорологический техникум в Подмосковье попал на работу на Амур, на самую границу с Китаем. И оттуда был призван в Советскую армию. И очень быстро из рядового бойца превратился в курсанта Молотовского военного авиационно-технического училища. Образование по тем временам очень хорошее, а согласия Родина не спрашивает. Нужно — значит согласен. Так и прошла часть жизни в погонах, рядом с самолетами.
Без комментариев. Несколько фотографий нашего товарища майора …
Ну, а лично я не то чтобы очень уж связан с Советской армией, но присягу принимал, в Советской Литве …
С праздником, дорогие!