Вернемся к «нашей машине» (телу). Ее изучение – наш долг. Мы должны знать, кто мы, и как наша машина работает.
В течение длительного времени вы должны наблюдать и пытаться выяснить все, что можете, об интеллектуальной, эмоциональной, инстинктивной и двигательной функциях вашей машины. Тогда вы сможете прийти к заключению, что имеете четыре определенных ума — не только один ум, но четыре различных ума. Один ум контролирует интеллектуальные функции, другой, совершенно особый ум, контролирует эмоциональные функции, третий контролирует инстинктивные функции и четвертый, опять-таки, совершенно особый, контролирует двигательные функции.
Мы называем их центрами: интеллектуальный центр, эмоциональный центр, двигательный центр и инстинктивный центр. Они совершенно независимы. Каждый центр имеет свою собственную память, свое собственное воображение и свою собственную волю.
- Интеллектуальный центр. Его центр тяжести находится в мозгу;
- Центр тяжести эмоционального центра – в солнечном сплетении, это манипура-чакра (например, чувство страха у студентов часто вызывает раздражение кишечника);
- Центр тяжести двигательного и инстинктивного центров помещается в спинном мозге («спинным мозгом чувствую — блондинка»). За спиной у человека по энергетическим характеристикам находится его прошлый опыт, генетика. К тому же, все двигательные функции, подвижность рук и ног заложена в позвоночник.
Существуют различия в скорости различных функций.
Наиболее медленной является интеллектуальная функция. Следующими идут двигательная и инстинктивная функции, имеющие примерно равную скорость, которая в огромной степени быстрее, чем интеллектуальная. Инстинктивный центр обладает скоростью в 30 000 раз большей, чем интеллектуальный.
Эмоциональная функция должна быть еще быстрее, но обычно работает примерно с той же скоростью, что и инстинктивная функция. Таким образом, инстинктивная и эмоциональная функции являются значительно более быстрыми, чем мысль, и невозможно поймать эмоции мыслью. Когда мы находимся в эмоциональном состоянии, эмоции следуют столь быстро одна за другой, что у нас нет времени думать.
Мы можем получить представление о разнице в скорости путем сравнения мыслительных функций с двигательными функциями. Если, совершая какое-либо быстрое движение, вы попытаетесь наблюдать себя, вы увидите, что не сможете сделать это. Мысль не может последовать за движением. Либо вы должны совершать движение очень медленно, либо не сможете наблюдать. Это определенный факт.
Мы не можем видеть центры, но можем наблюдать функции; чем больше вы наблюдаете, тем больше материала будете иметь. Это деление функций очень важно. Контроль любой из наших способностей может быть получен только с помощью знания. Каждую функцию можно контролировать, если мы знаем их особенности и скорость. Наблюдение функций должно быть связано с изучением состояний и степеней сознания.
Необходимо ясно понять, что сознание и функции — совершенно различные вещи. Двигаться, думать, чувствовать, иметь ощущения — это функции; они могут работать совершенно независимо от того, сознательны мы или нет; другими словами, они могут работать механически. Быть сознательным — это нечто совершенно другое. Но если мы более сознательны, это немедленно увеличивает остроту наших функций. Функции можно сравнить с машинами, работающими при различных степенях освещенности. Эти машины таковы, что они способны работать лучше при свете, чем в темноте: чем больше света в каждый момент, тем лучше работают машины. Сознание есть свет, а машины — функции.
Если мы понимаем, что спим, целью является пробуждение; если понимаем, что мы машины, целью является перестать быть машинами. Если мы хотим стать более сознательными, мы должны изучить, что мешает нам вспомнить себя. Таким образом, мы должны ввести некоторую оценку функций с точки зрения того, полезны они или вредны для самовоспоминания.
Некоторые центры делятся на две половины — положительную и отрицательную.
В интеллектуальном центре это есть «да» и «нет», утверждение и отрицание. Вся работа интеллектуального центра состоит из сравнения. («Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Евангелие от Матфея»). Это наше умение делать выбор.
Деление в инстинктивном центре вполне очевидно: наслаждение — боль. Вся инстинктивная жизнь управляется этим. Инстинктивные отрицательные эмоции законны, они полезны. Отрицательная половина инстинктивного центра является сторожем, предупреждающим нас об опасности. Потеря ориентации при выборе в инстинктивном центре – угроза болезни или смерти.
С первого взгляда кажется, что эмоциональный центр также состоит из двух половин — приятных эмоций (радость, симпатия, уверенность в себе) и неприятных эмоций (скука, раздражение, ревность, зависть, страх). Но в действительности это не так. Все наши страстные и гнетущие эмоции и, вообще, большая часть нашего умственного страдания – это искуственные, неестественные для человека эмоции. Они создаются постепенно в нас с раннего детства, ибо ребенок растет в окружении людей с отрицательными эмоциями и подражает им.
В эмоциональном центре отрицательные эмоции очень вредны. Посредством воображения и отождествления (Эго – это «Я») они создают изменения во внутренних органах и тканях человека (психосоматика, по теории Джеймса Ланге).
А положительные эмоции: Любовь, Надежда, Вера – невозможны для человека в обычном состоянии сознания. Осознание внутреннего единства, самосознания, постоянного «Я» и Воли возможно лишь для человека № 4,5,6 и 7.
Положительные эмоции, смешиваясь с отождествлением себя как личности, у человека № 1,2 и 3 перерастают в отрицательные, т.е. приводят к тому, что, например, стремление к познанию становится важностью, спесью, тщеславием. Поэтому долго находиться в хорошем состоянии духа очень трудно. Воображение, додумывание губит любую положительную эмоцию. Вот почему в течение дня у нас так быстро меняется настроение.
Почему мы говорим, что не имеем положительных эмоций? Мы называем положительной только ту эмоцию, которая не может стать отрицательной; а все наши эмоции, даже самые лучшие, которые мы можем иметь в нашем состоянии, могут стать отрицательными в любой момент. Наши эмоции по своему объему слишком малы для положительных эмоций и очень ограничены. Поэтому в настоящее время мы не имеем никаких положительных эмоций, но имеем отрицательные.
Некоторые отрицательные эмоции могут быть просто разрушены, но от некоторых других мы можем избавиться только путем преобразования их в положительные. Мы создаем правильные умственные отношения посредством понимания того, что отрицательные эмоции не служат никакой полезной цели, и того, как много мы теряем, позволяя себе удовольствие иметь их.
До тех пор, пока мы думаем, что отрицательные эмоции неизбежны или даже полезны для самовыражения или чего-либо подобного этому, мы ничего не можем делать.
Мы думаем, что отрицательные эмоции создаются обстоятельствами, тогда как все отрицательные эмоции находятся в нас, внутри нас и создаются нами. У нас есть отрицательные эмоции, потому что мы допускаем их, оправдываем их, объясняем их внешними причинами и таким образом не боремся с ними.
Настоящая борьба начинается с борьбы против отождествления. Если вы разрушаете отождествление, отрицательные эмоции станут слабее сами по себе. Борьба с отрицательными эмоциями требует очень много усилий; привычка слишком сильна. Сперва вы должны просто изучать и пытаться бороться с выражением отрицательных эмоций.