Мы долго так жили – обманывая себя, в состоянии сна, и привыкли именно так жить. Всем нам хочется управлять собой и другими, своей судьбой, т.е. «делать» свою судьбу.
Саи Баба говорит: «Вы – не деятели, вы – инструменты в Моих руках, Я через вас живу».
Мы должны изучать не только состояния сознания, но также препятствия к приобретению сознания — изучать их, а затем удалять их. Все эти препятствия находятся в нас самих. Мы не можем изменить внешние обстоятельства, мы должны принять их такими, какими они являются, и изменяться внутренне в этих обстоятельствах.
Отрицательные эмоции – такие, как жалость к себе, гнев, подозрительность, страх, досада, скука, недоверие, ревность, зависть – признак нашей слабости, «дурного нрава». Надо противостоять им, сопротивляться, а не просто наблюдать их. Мы должны отловить эмоцию и прекратить ее.
У нас слишком много неправильных точек зрения на отрицательные эмоции; мы находим их необходимыми, или прекрасными, или благородными, мы восхваляем их и т. д. Мы должны освободиться от всего этого. Мы должны очистить наш разум в отношении отрицательных эмоций. Когда наш разум будет правильно относиться к отрицательным эмоциям, когда мы перестанем прославлять их, тогда, мало-помалу, мы найдем путь бороться с ними, с каждой отдельно.
Они обычно основаны на некоторого рода слабости, так как в основе отрицательных эмоций обычно имеется некоторого рода самооправдание — человек позволяет это себе. И если один человек не допускает в себе страхов, он допускает гнев, а если другой человек не допускает гнева, он допускает жалость к себе. Отрицательные эмоции всегда основаны на некоторого рода разрешениях.
Но, прежде чем приступать к таким сложным вопросам, как борьба с отрицательными эмоциями, очень важно наблюдать себя в ежедневных проявлениях двигательной и инстинктивной функций, то есть наши ощущения неприятного и удовольствия, тепла и холода — ощущения, подобные тем, которые всегда проходят через нас.
Когда мы начинаем подробно наблюдать эмоции, а также все другие функции, мы находим, что все наши функции сопровождаются определенным отношением; мы становимся слишком поглощенными вещами, слишком потерянными в вещах, особенно когда появляется самый легкий эмоциональный элемент. Это называется отождествлением. Мы отождествляемся с вещами. Понятие об отождествлении существует у индийских авторов, буддисты говорят о привязанности и непривязанности.
Пороком в любой религии считаются также пустые разговоры. Если перед нами нет собеседника, мы говорим с собой. Что делать? Замолчать и заменить внутренний монолог на мантру или молитву.
Почему эти пороки одолевают нас, и мы опять «засыпаем»?
У нас есть 2 черты характера, которые в психологии определяются как «комплекс неполноценности».
1 – отождествление с самим собой, со своим телом. Что бы человек не делал, думал или говорил, он считает себя тем, кем его когда-то назвали – Васей, Петей или Наташей. Саи Баба говорит: «Вы – не тело, вы – не Это. Вы — То».
2 — отождествление в отношении к людям принимает специальную форму, которую П.Успенский назвал учитыванием. Но учитывание может быть двух родов — когда мы учитываем чувства других людей, и когда мы учитываем наши собственные чувства. Мы учитываем, главным образом, наши собственные чувства, обычно в том смысле, что люди почему-то не оценивают нас достаточно, не думают о нас достаточно или не заботятся о нас достаточно. Мы постоянно стараемся учитывать мнение людей, нравимся мы им или нет, всю жизнь подтверждать их ожидания, беспокоиться, оправдываем мы их или нет, сомневаемся в себе – достаточно ли я хороша? Нам дорого мнение людей.
Саи Баба говорит: «Вокруг вас люди, разные люди, вы должны нравиться только Мне».
О.И. (на приеме – девочка, музыкант, у нее экзамен, диплом, волнуется): «Сколько человек будет в зале? А в комиссии? А скольким вы понравитесь? Сдавайте экзамен Ему». Сдала на «5»!
Такой подход снимает отождествление и учитывание, снимает страх, комплекс неполноценности.
Когда мы пытаемся сохранить все эти вещи в уме и наблюдать себя, мы приходим к весьма определенному заключению, что в том состоянии сознания, в котором мы находимся, со всем этим отождествлением, учитыванием, отрицательными эмоциями и отсутствием самовоспоминания, мы действительно спим. Мы только воображаем, что бодрствуем. Поэтому, когда мы пытаемся вспомнить себя, это означает только одно — мы пытаемся пробудиться. И мы пробуждаемся на секунду, но потом снова засыпаем. Это наше состояние бытия, поэтому фактически мы являемся спящими. Мы сможем пробудиться только в том случае, если исправим многие вещи в машине и если очень упорно и в течение длительного времени будем работать над идеей пробуждения.