«Что это за йога? Это крийя-йога, или же бхакти-йога, или джняна-йога, или карма-йога? Многие неправильно интерпретировали слово йога с давних времен и по сей день. Она ошибочно связывается с какой-то формой физической дисциплины. Это — неправильное значение.
Йога означает ананду (блаженство). Вот правильное значение. Когда испытывается это блаженство? Когда наступает осознание принципа „Я“, достигается блаженство. Когда человек наслаждается жизнью с полным осознанием Праджня-шакти, блаженство является результатом этой йоги.
Йога — это единство индивидуума с Богом. Йога означает конец двойственности. Йога учит, что джива (индивидуальная душа) и Брахман не отдельны, но едины. Истина одна; мудрые называют ее многими именами. Эта Истина лежит за пределами времени».
Сатья Саи Баба
Выступление в Бриндаване 05.28.1992
По материалам лекций Дада Садананды: «7 секретов успеха»
Очень давно, около семи тысяч лет назад Садашива – первый йогин, первый тантрик, патриарх человеческой цивилизации вел диалоги со своей супругой Парвати. Она задавала ему вопросы, которые могут помочь человечеству, и он отвечал. Однажды Парвати спросила: «О, господь! Как живые существа могут достичь успеха?». Садашива ответил: «О, богиня! Существует семь секретов успеха, сейчас я тебе их поведаю».
1.Решимость
2.Уверенность в цели
3.Учитель
4.Душевное равновесие
5.Контроль чувств
6. Питание и менталитет
7.Других секретов нет. Так сказал Шива, подведя черту и поставив точку.
Просто следуя этим 6 принципам, нельзя не достигнуть успеха. Скорее Вселенная расколется на части, чем, следуя этим ведическим принципам, кто-то не сможет достичь успеха.
Итак,
Первое условие успеха – твердое намерение, абсолютная решимость быть успешным, во что бы то ни стало добиться результата: «Я должен быть успешен в своей миссии! Я пойду до конца, что бы ни случилось!».
Считается, что есть три категории людей: развитая, менее развитая и неразвитая.
Люди, относящиеся к неразвитой категории, никогда не берут на себя обязательства. Это самый плохой вариант. Такие люди успеха в жизни не достигают.
Вторая категория – человек берет на себя ответственность, дает обещание и выполняет. Но, когда возникают препятствия, он не может с ними бороться, и уходит с дистанции.
Люди высшей категории берутся за дело и выполняют его. Даже если возникнут препятствия, размером с Гималайские горы, они не свернут со своего пути и достигнут цели.
Нужно различать упрямство и упорство. Когда ты понимаешь, что твои действия неправильны, но настаиваешь на своем – это упрямство. А когда ты понимаешь, что твои действия правильны и настаиваешь на своем – это упорство. Не нужно быть упрямым: когда ты осознал, что ошибаешься, необходимо изменить ход действий. При этом необходимо оценивать правильность не результата, а самого действия. Когда понимаешь, что твое действие будет содействовать прогрессу, тогда иди до конца, какие бы трудности на пути не возникли.
Когда человек не сдается и продолжает действовать, он получает результат. Когда ты отходишь от эгоистического взгляда: «Выгодно это мне или невыгодно?», тогда действие совершает божественная искра внутри тебя. Ты знаешь: «Это – правильно! Я иду вперед!». Тогда нет ничего невозможного, вся Вселенная прогнется для твоей победы. Это мистический процесс, потому, что тебя в этом действии больше нет, есть только Бог.
Особенно важна решимость в малых действиях. Когда мы решаемся на большое дело, в которое много вложено, вперед нас толкает еще и страх потерять вложенное. Это – ложная решимость. А в маленьких делах, когда я знаю, что ничего не потеряю, проверяется подлинная решимость. Если ты сдался, от каждого маленького поражения твой разум становится слабее. Должен быть подход: всегда победа, никогда не поражение!
Каждый раз, когда ты пытаешься сделать шаг вверх, мгновенно возникают препятствия. И ты не сможешь идти, если у тебя нет решимости. Преодолев эту силу, ты станешь гораздо сильнее.
Второй фактор успеха на санскрите называется шрадха. Шрадха делится на два принципа:
Первый – осознание истинности цели, знание, что ты идешь к совершенству, и другие люди тоже возвысятся. Осознание праведности своего действия дает огромную внутреннюю силу. Рабиндранат Тагор сказал: «Большое дело само несет свой тяжкий груз».
Второй – концентрация на цели, рассеявшись, ты не достигнешь желаемого результата.
Движение всех существ в процессе эволюции идет от несовершенства к совершенству. Значит, ежедневное усилие стать лучше, приблизится к высшему – благородно и правильно. Это дает силы. Направь всю энергию на достижение этого, пропитай духовностью всю повседневную жизнь. Что бы ты ни делал, ты помнишь о божественном, ты медитируешь, ты возвышаешь свое сознание!
Есть история, как Будда дал наставление ученику: «Когда ты метешь пол направо, говори: «Подметаю пол», метешь налево, говори: «Расту духовно!» Он подметал с этой идеацией и быстро достиг состояния святости.
В духовной практике умение направлять все свои мысли к высшему называется модувидья или медовое знание. Это второй урок медитации. Перед каждым действием произносится специальная мантра. Это делает любое действие сладким, привносит в него высший смысл. Когда в любом действии присутствует мысль о Высшем, разум будет находиться в восходящем потоке, он будет эволюционировать. «О чем ты думаешь, тем ты и становишься» – в этом суть этой практики. Перед любым действием совершайте микро медитацию: все едино, все есть высшее сознание, все есть высшая любовь. Попробуйте действовать с этим чувством, и найдете, что ваша жизнь преображается, становится сладкой. Люди вокруг это почувствуют, они начнут испытывать притяжение к вам.
За счет правильного настроя мы устанавливаем связь с бесконечной энергией. Эта бесконечная энергия питает нас, взращивает наш дух, и мы производим очень хорошее, благостное влияние на окружение. Эта энергия должна быть сосредоточена в одном направлении. Накопи энергию, а потом выстрели, и ты будешь успешен!
Третий фактор успеха называется Гуру пуджанам, или следование за Гуру, за учителем. Это самый главный принцип успеха. Если ему следуешь, все остальные принципы автоматически приложатся, потому что Гуру заставит тебя им следовать.
Гуру, в переводе с санскрита, означает «Тот, кто рассеивает темноту». Единственным Гуру является Брама, Высшее сознание, Абсолют, все остальное – его проявления. Гуру – проявление Бога. Бывают разные типы Гуру. Существуют Уттама-Гуру или Сат-Гуру. Такие учителя приходят в мир очень редко, с особой миссией – восстановить духовность, открыть новые двери для человечества. Стать учеником Сат-Гуру, это самое лучшее. Сат-Гуру обладает особыми качествами, по которым его можно узнать. Одно из качеств – он должен знать все, понимать глубинную суть. Гуру – это не тело, это сознание. И, как сознание, Гуру вечен, он один для всех народов, во все времена. Один и тот же Гуру проявлял себя, как Садашива, как Кришна, как Будда, как Христос и так далее.
Со своим Сат-Гуру у тебя есть незримые отношения, которые формируются в процессе инициации. С этого момента ты имеешь полное право на Гуру, он будет тебя защищать и помогать, он всегда с тобой. Гуру – твой защитник, кормилец, проводник, твой учитель.
Когда у тебя трудность, Гуру не решит ее просто так, он даст тебе вдохновение и мудрость, как действовать, и ты будешь работать сам. Волшебство в том, что разговаривая с Гуру, ты получаешь руководство, напрямую идущее из сердца, и ты знаешь – это истина. Следовать за своим Гуру, то же самое, что следовать за своим сердцем.
Как найти духовного учителя? Бесполезно ехать за ним в Индию или Тибет. Духовный учитель сам находит ученика в тот момент, когда в разуме ученика возникла готовность следовать за мастером. Когда ты стремишься к абсолютной свободе, к абсолютной чистоте, стремишься познать истину, познать Бога, тогда в твою жизнь придет Мастер высшего уровня.
Главное качество ученика, это настрой: «Я готов учиться». Когда ты открыт для знаний, знания поступают не столько из книг, сколько напрямую из интуиции. Второе качество ученика – почтение к духовному учителю. Если ты нашел хорошего наставника, нужно стараться изучить в нем все лучшее, научиться всей благости, которую он несет. А на все остальное не обращать внимания. Стремись не потерять духовного учителя. Духовный наставник всегда будет делать все возможное для твоего блага. Но, он может потерять благожелательность, если ты ведешь себя не как ученик. Наступает момент, когда наставник говорит: «О’кей! Ты – умный парень, двигайся, согласно своему разумению!» Благословение наставника уходит, и духовный прогресс затрудняется.
Четвертый фактор успеха – сбалансированное состояние ума, на санскрите – самата бхава. Нас терзают комплексы: неполноценности, превосходства, страха, вины и так далее. Эти эмоции лишают нас эффективности.
Как избавиться от комплексов:
1.Никогда не сравнивай себя с другими. Как результат сравнения, возникнет комплекс превосходства, комплекс неполноценности, зависть, ненависть. Не надо сравнивать, просто живи. Можно завидовать только по-белому: «Я хотел бы быть таким!»
2.«Будь ниже, чем трава, будь терпеливей, чем деревья». Это качества скромности, терпения, благожелательности и прощения. Но, в то же самое время, у тебя есть чувство достоинства, никто не может тебя унизить. Какие бы провокации не возникли, мы не будем терять благожелательности.
3.При любых обстоятельствах сохраняй самообладание. Гнев делает нас слабыми. Даже, если человек провоцирует тебя, сохраняй чувство, что этот человек – мне не враг. Его поведение враждебно, поведение нужно исправить, но человек – мой друг. Так враги превращаются в друзей.
4.Уважай абсолютно всех, даже тех, кого никто не уважает. Так ты приобретешь ответное уважение со стороны общества.
5.Финальная рекомендация – когда есть свободная минута, воспевай славу Всевышнего. Даже если тебя хвалят, думай: «Это не моя заслуга, это божественные качества во мне, это проявление Бога!». Тогда разум остается в балансе.
Остерегайтесь философий, навязывающих комплексы. Зачастую, это религиозные философии. У религии есть две стороны – светлая и темная. Светлая сторона – это добро, нравственность, любовь к Богу и так далее. Это то, что называется духовность. Темная сторона религии, это, как раз, навязывание человеку комплексов. Комплекс неполноценности: «Ты падший, ты грешный, ты не способный, ты, вообще, червь!». Комплекс превосходства: «Наша вера – единственно правильная, мы знаем, как правильно, все остальные заблуждаются, все идут в ад!». Комплекс страха: «Если не будешь делать так, ты пропадешь! Это будут вечные муки!» Разные сказки и мифы, создающие дисбаланс в разуме человека, человек становится слабым, им легко управлять.
Йога, это не путь к слабости, это всегда путь к силе. Когда твой разум сильный, через тебя будет проявляться духовность, и не будет ничего невозможного.
Пятый фактор успеха: контролировать пять органов чувств: слух, кожа, глаза, язык и нос.
Эти органы чувств, распределены по степени грубости. Самый тонкий орган – слух, чуть грубее – кожа, потом – зрение, язык и, самый грубый – нос. Эти пять органов чувств – наши верные друзья, через них мы познаем мир. Но, они могут быть враждебны, если их не контролировать.
Для духовного практика очень важно научиться управлять своими органами чувств, чтобы воспринимать внутрь себя только чистое, саттвичное, благостное. Мы говорим: «О чем ты думаешь, тем ты и становишься». Когда мы смотрим на благостные объекты, наш разум возвышается. Когда на тамасичные, темные объекты, разум, естественно, падает. Нужно управлять своими органами чувств, не воспринимать то, что не благостно для нас.
Это – естественный принцип успеха в жизни, если ты себя не контролируешь, на тебя нельзя надеяться. Когда ты владеешь своими чувствами, нет такой ситуации, которую ты не мог бы разрешить.
Лучшее использование органов происходит во время киртана, пения мантры. Ты произносишь священные звуки, слух их воспринимает, руки складываются в мудре, ноги танцуют.
Очень хорошее использование органов – делать благоприятную работу для общества или изучать хорошие знания. Это – пятый фактор успеха.
Что помогает развивать этот принцип:
Регулярно голодать.
Не употреблять пищу между приемами пищи.
Утром соблюдать обет молчания до тех пор, пока не сделал все практики.
Утром посвятить время своей духовной практике.
Шестой фактор успеха – уравновешенная пища. Ни много и ни мало, легкая для усвоения, полезная для тела и для разума. Пища формирует тело, характер, поведение, здоровье – все зависит от питания, и, соответственно, успех зависит от этого.
В питание входит:
— грубая, твердая пища,
— жидкая пища, это вода,
— сияющая пища, это солнце,
— воздушная пища, это воздух,
— эфир — то, что не воспринимается, тонкие звуки, мантра.
В анахата чакре находится особый орган, называемый праниндрия, это сочетание в теле десяти жизненных энергий. Праниндрия позволяет нам улавливать тонкости мира, нюансы. Например, когда ты слушаешь музыку, ноты ты слышишь ушами, но, мелодию ты слышишь именно сердцем, праниндрией. Если праниндрия грубая, ты не можешь уловить тонкости.
Йоги экспериментальным путем выяснили, что одни продукты поддерживают здоровье тела и ума, а другие разрушают. Йоги убирают из своего рациона пищу, которая находится в темной энергетике – мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы.
Каждая клетка – живое существо, у нее есть зачаточный разум, свои инстинкты, свои предпочтения. Когда ты питаешься грубой пищей, эти инстинкты грубые. Когда ты начинаешь питаться хорошей пищей, у тебя вырабатывается тонкий динамизм, тебе не лень ничего делать. С другой стороны, ты не против того, чтобы оставаться в покое. Во-вторых, у тебя проявляется любовь к духовной практике. В-третьих, у тебя появляется чувство сострадания к живым существам. И начинают развиваться все благородные, тонкие, благостные качества: интуиция, ясный интеллект, острая память.
«Ум — это ключ к здоровью и счастью, а потому следует так подбирать пищу, чтобы она не вредила уму. Для здоровья и трезвости ума, помимо саттвичного питания, необходима еще особая диета — медитация, молитва и воспевание Святого Имени».
САТЬЯ САИ БАБА
«САДХАНА- Внутренний Путь Духовной Дисциплины»