Практика (по: урокимедитации.рф)
Первым пяти чакрам соответствуют пять слоёв разума, называемых коши.
Муладхара Чакра есть местонахождение Земного аспекта Творенья, она связана с Аннамайя коша.
Следующая Чакра — Свадхиштхана — хранитель жизненной оболочки — Пранамайя коши. Это — местонахождение элемента Огня (Агни), источник тепла в теле, который занят сохранением в целости всего жизненного процесса.
Оболочки Аннамайя и Пранамайя активизируются действием Манипура Чакры, местонахождение Водного принципа.
Оболочка, которая находится за Аннамайей и Пранамайей и проникает их, это оболочка ментальная — Маномайя Коша. Она активизируются действием Анахата Чакры, элемента Воздух.
Вишуддха Чакра (эфир, пространство) соответствует Вижнана Коше.
Последняя из пяти оболочек – Анандамайя коша, связана с расположенной в области межбровья Аджна Чакрой
Сначала в разуме активны грубые слои, по мере того, как они успокаиваются и их функции приостанавливаются, человек может ясно осознать скрытые до этого момента глубины самого себя. Таким образом, мы видим, что процесс утончения является, в сущности процессом погружения в свое истинное «я».
Совершенствуя все слои разума, человек реализует цель жизни – постичь непроявленное, бесконечное Сознание, находящееся за пределами разума.
Сделав духовные практики частью своей жизни, возможно достичь духовного осознания.
Наша личность созревает при помощи йогических практик, которые направлены на то, чтобы помочь погрузиться внутрь себя и постичь собственную душу. Практики приводят к трансформации, очищают слои разума и пробуждают весь потенциал человека.
Усилие выполнять практики называется садхана, буквально — «усилие достичь совершенства».
Человек идет по слоям разума, преодолевая слой за слоем 5 оболочек (коши), успокаивая нижние слои, беря их под контроль.
1-ый слой Аннамайя Коша, самый грубый пласт разума, физическое тело. Асаны в сочетании с правильной диетой влияют на физическое тело, которое мы можем рассматривать, как дополнение к разуму. Совершенствование идет через соблюдение принципов джама (яма) и нияма (практика дисциплины и контроля в личной и социальной жизни), т.е. происходит контролируемое закрытие своих физических потребностей.
2-ой слой Пранамайя Коша (оболочка жизненной силы), тонкий разум. Интеллектуальные нужды закрываются через пранаяму (правильное дыхание и контроль над жизненной энергией), что в результате помогает обрести контроль над интеллектом и обрести хорошую память.
На 3-ий слой Маномайя Коша (ментальная оболочка) влияет пратьяхара (отвлечение разума от мыслей о внешнем мире во время медитации). Идет приостановка мирской деятельности ума: нет мира, нет тела, нет мыслей. Человек начинает реализовывать свои психофизические нужды, дотрагиваться до «объемных вещей»: есть одна идея, которую ты чувствуешь всем существом, которая внутри тебя живет.
Концентрация разума на этой духовной идее – дхарана – влияет на Виджняна кошу (4-й слой, оболочка разума) — ты сфокусировался в глубинах своего Я, собрался в глубинном своем сознании, ты наслаждаешься особым знанием, интуицией. Это развивает твой 4-ый уровень.
5-ый уровень (Анандамайя Коша, оболочка блаженства, причинное тело) вызревает, когда ты начинаешь самоотождествляться с Божественным потоком. Работаешь над идеацией: «Я есть Божественная Любовь. Я есть вечный покой. Я есть вечное блаженство». Течение разума к слиянию с космическим Сознанием есть дхьяна. Ты чувствуешь зов Высшего Сознания и откликаешься на него. Это зов вечной юности, вечной красоты. Когда ты отзываешься, ты чувствуешь умиротворение. Ты понимаешь, что много жизней подряд ты ждал этого зова, ты знаешь свое предназначение, ты чувствуешь покой. Это особое счастье.
Еще одна коша Махаананда, величайшее блаженство, слой объективного разума. Там ты переживаешь свет, сияние, исключительно сладкое счастье, которое никогда не надоедает. Если ты обрел Высшее Сознание, ты обрел Высшее блаженство.