«Познай самого себя и ты познаешь весь Мир»
И что же такое наша истина? Ее-то обнаружить легче всего! — говорит Свами. — Просто задайте себе всего несколько вопросов — и дело сделано.
«Кохам?» («Кто я?») — кричит человек, как только осознает себя, но принимает рождение вновь и вновь, поскольку ему никак не хватает времени на то, чтобы обнаружить ответ на один этот терзающий его вопрос«.
«У человека пять оболочек (Коша), что скрывают его реальность, — предупредил Свами. — И ему следует раскрыть все пять для того, чтобы освободиться и воссиять раскрывающимся в присущей ему от рождения славе этой Истины».
1.Первая и самая очевидная («видимая очами») оболочка — Аннамайя коша — это физическое тело, поддерживаемое пищей, которую мы едим; эта клетка (дом), в которой мы обитаем, и которую носим с собой от рождения до смерти.
Стремящегося поощряют поразмыслить над всеми составными частями тела, как то: мозг, сердце, кровь, кости, гены, — возрастающие на калориях и химических веществах, которые мы принимаем; и над разными функциями тела, связанными с этой пищей — пищеварением, кровообращением, выделением. Когда он таким образом разделит тело и исследует его индивидуальные части и функции, он осознает, что это — просто сложная машина, исполняющая определенные задачи автоматически (Гурджиев). Ее нельзя принимать за дух жизни, за пламенеющую в ней устремленность и интуицию, за то ощущение «Я», которое человек всегда осознает.
2.Это понимание ведет его к осознанию другой оболочки, более тонкой, чем физическая. Это — Пранамайя Коша, образованная Праной — воздухом жизни, что наполняет Аннамайю, физическое тело. Это — основная субстанция внутри Аннамайи и причина того, что эта инертная машина — тело — зовется «живой».
Без еды человек может жить очень долго, без воды – меньше, без воздуха – 4-5 минут.
Прана исполняет пять функций, которые индивидуум объявляет «своими действиями». Это — вдыхание, выдыхание, рассеянное дыхание и целостное дыхание. Когда человек ошибочно верит, что его тело физическое есть его истинное «я», он признает, что все другое, что может «принадлежать» ему, но не является частью его тела (сыновья, богатства и пр.), не является его собственным «Я». Все они — «не-я». Когда он принимает за самого себя Пранамайя Кошу, тогда оболочка Аннамайи отбрасывается как некое «не-я«.
Но нелепо также воображать, будто пранамайя есть «Я», точно так же, как плотное тело по ошибке принималось за все и вся.
Свами открыл поразительную координацию между этими Коша, которые следует отринуть, и чакрами, через которые должна подняться энергия Кундалини, чтобы обнаружить Реальность. В 1977 г. Он заявил: «Муладхара Чакра — чакра на нижнем конце спинального прохода, где змеиная энергия лежит дремлющей и свернувшейся, есть местонахождение Принципа Притхви — Земного аспекта Творенья. Потому она связана с Аннамайя Коша.
Следующая Чакра — Свадхиштхана — хранитель жизненной (витальной) оболочки — Пранамайя коши. Это — местонахождение элемента Огня (Агни), источник тепла в теле, который занят сохранением в целости всего жизненного процесса.
Свами — великий мастер синтеза. Он открывает ту нить, на которую нанизываются самые разнообразные мистические интерпретации йогических упражнений. У человека, согласно «Упанишадам», три побуждения: 1.побуждение к действию (Крийя Шакти), 2.побуждение к обладанию (Иччха Шакти) и 3.побуждение к знанию (Жнана Шакти).
Оболочки Аннамайя и Пранамайя активизируются действием Манипура Чакры в области пупа, какую Кундалини достигает далее, также заключена в оболочку Пранамайи, поскольку это — местонахождение Джалататтвы — водного принципа, который регулирует и поддерживает кровообращение и другие внутренние процессы.
3.Оболочка, которая находится за Аннамайей и Пранамайей и проникает их, это оболочка ментальная — Маномайя Коша. Этот факт становится очевидным, когда человек прогрессирует в своих усилиях понимания удивительного своего состава.
Как кусок ткани состоит из разных ниток, пересекающихся вдоль и поперек, так и ум (манас) составлен из разных фантазий, импульсов, сомнений и решений, которые суть его основа и ткань. Но, если каждую нить, т.е. каждое желание, вынуть одну за одной, — говорит Свами, — наступит этап, когда весь этот кусок ткани, т.е. ум, просто исчезнет. «То, что мы зовем «умом», — всего лишь узел из многих желаний«, — напоминает Он нам.
Маномайя Коша — местонахождение Иччха (Ichcha) Шакти — побуждения обладать. Ум распоряжается нами как единственный хозяин. Он выстраивает замки нам на радость и всякого рода завалы и пещеры на страх нам. И даже когда мы проснулись, именно ум собирает информацию, которой его обеспечивают глаза и уши, и выставляет ее перед нами на предмет принятия и оценки, отвергания или накопления. Мы, таким образом, пребываем во власти его причуд и капризов до тех пор, пока считаем разные импульсы, возбуждающие ум, обоснованными.