Ошо говорит: «Любовь и смех неразделимы, и смех — это одно из лучших лекарств.
Больной человек печален. Печальный ребенок –это больной ребенок, а смеющийся старик все еще молод, его энергия все ещё течёт и переполняет его. Смех — это переполняющая его энергия. В то же время это и величайшая медитация».
«Сердце может смеяться и быть уважительным. Ум не может смеяться, он может быть только печален и очень уважителен».
Смех может помочь перенестись в состояние глубокой медитации на короткое время и совершить глубокое очищение.
«Он, несомненно, очищает вас — от традиций, от мусора прошлого. Он дает вам новое видение мира. Он делает вас более живыми и сияющими, более творческими»
Если вы искренне смеетесь и полностью отдаетесь этому состоянию, то процесс мышления прекращается. Во время смеха невозможно думать. Можно либо смеяться, либо мыслить.
Весь метод дзэн состоит в том, как достичь состояния не-ума, и смех — это одна из прекрасных дверей к этому состоянию.
Считается, что танец и смех – два явления, которые наиболее естественно помогают раскрыться.
Когда вы танцуете по-настоящему, мышление тоже приостанавливается. Когда вы танцуете и кружитесь, то запускаете водоворот энергии. Можно прекратить различать грань, где заканчивается собственное тело и начинается бытие. Вы начинаете растворяться в окружении, а оно проникает внутрь вас. Так, вы входите в состояние, где даже ваше тело перестает иметь границы.
Когда в танце вы перестаете контролировать себя, танец становится неуправляемым, а мышление прерывается.
Техника медитации смеха Ошо
Эта медитация состоит из трех стадий, общая продолжительность 45 минут:
1 Фаза – 35 минут смеха. Нужно постараться просто начать смеяться.
Вы сидите молча, закрыв глаза, начните создавать смех в самой внутренности вашего существа, как будто все ваше тело хихикает и смеется. Начните покачиваться от смеха, и пусть он распространяется от живота на все ваше тело – руки смеются, ноги смеются.
Идите безумно в него. Если он приходит оглушительно, громко – то разрешите ему быть; если он приходит молча, иногда тихо, иногда громко – то продолжайте смеяться.
В самом начале это будет довольно сложно. Придется приложить усилия. Вскоре попытки вызовут настоящий истинный смех. Необходимо потерять свое «я» в этом процессе. Возможно, это тоже вызовет трудности и потребует время. Но когда вы достигните этого момента, утрата себя в смехе станет самопроизвольной. Почти автоматической. Но нужно идти еще дальше, необходимо идти во взрывы смеха. Это ключ к успешной медитации.
Фаза – 6 минут. Необходимо лечь, распластав себя на полу, лицом в пол и закрыть глаза. Установите контакт с землей, все тело лежит на земле, и просто чувствуйте, что земля является матерью, а вы ребенком. Потеряйтесь в этом чувстве. Дышать вместе с землей, чувствовать себя единым целым с землей. Нужно сконцентрироваться на слиянии с внутренней Вселенной. Ваш взгляд и внимание должны быть направлены только внутрь. Постарайтесь полюбить то, что у вас внутри, сохраняйте это в себе.
Фаза – 4 минуты. Нужно очень медленно возвращаться из неподвижного состояния. Понемногу начинайте двигать конечностями, вставайте с пола. Начинайте двигаться, играйте, танцуйте. Делайте это как Будда. Пусть Будда живёт в каждом движении, в смехе и радости.
Что происходит?
После первого этапа смеха, если он прошел естественно и завершенно, должно прийти огромное облегчение, будто скинул тяжелый груз.
В таком состоянии можно переходить и к поискам «внутреннего» смеха. Он есть у каждого. Если хорошо расслабиться, можно почувствовать его вибрации, скрытые под слоем обычных ощущений и переживаний. Это смех без повода. Он связан с ощущением легкого и безмятежного счастья, какое бывает в детстве и в редкие «взрослые» моменты, когда воспринимаешь все как в первый раз. После такого смеха чувствуешь себя заново родившимся. И тут к твоим глазам подступают слезы…
Они, оказывается, прятались рядом. Такие же легкие, как смех, слезы обновления и радости. Потом они начинают зреть, наливаются прошлыми обидами и горестями. А потом вдруг всплывает настоящее горе, и вот тут ты окончательно забываешь себя и становишься просто плачем, рыданиями, которые льются из твоей души, ничего не требуя, потому что хороши сами по себе.
Молчание начинается там, где кончаются слезы. Молчится спокойно и хорошо. Мысли исчезают, а откуда-то из самых глубин существа начинает проступать и заполнять тебя нечто, ощущаемое крайне важным. Для кого-то это удивительный, буквально обволакивающий каждую клеточку, но не обжигающий огонь. Других поглощает гигантская, во всю вселенную пустота. Бывает, человек вдруг понимает скрытый до сих пор смысл собственной жизни.
Польза смеха для организма
Смех дает организму бодрость. 5 минут смеха заменят вам 40 минут отдыха. Он поможет бороться с сонливостью и повысит продуктивность работы. Кроме того, смех является отличной кардиотренировкой. Сокращаются мышцы живота, так же, как если бы человек качал пресс. Во время смеха происходит вентиляция верхних дыхательных путей, ускоряется кровообращение, в кровь поступает большая доза эндорфинов, снижается уровень холестерина. Смех увеличивает продолжительность жизни и улучшает ее качество.
Смех сквозь слезы
То, что мы называем словом «смех», ближе всего по сути к одному из проявлений естественных пульсаций Вселенной, в которой нет ничего лишнего и все гармонично. Начиная смеяться, мы пусть немного, но возвращаемся к этой гармонии. Именно поэтому смех воспринимается нами как радость.
Что касается плача, его можно интерпретировать как целенаправленный инструмент преобразования невидимых связей, соединяющих человека и окружающий мир. Бывают слезы расставаний и слезы встреч, отпускать или приветствовать слезами можно людей, события, явления в настоящем, прошлом и будущем. Маги древней Мексики, как их описывает К.Кастанеда, для разрыва с грузом прошлого использовали специфические движения и дыхание. В плаче это происходит само собой. Проплакавшись, мы норовим улыбнуться, а в разгар самого дикого смеха на глаза могут навернуться необъяснимые слезы. Мы все время что-то меняем в себе и мире: приближаем, отдаляем, настраиваем. Что-то созвучно нам, а что-то мешает, отдает фальшью и вызывает желание перемен.
И они происходят, если мы не мешаем работе данных нам от природы инструментов.
Почему плачущих утешают под любыми предлогами? Почему даже ребенок, если он не умолкает, может натолкнуться на агрессию со стороны взрослых? Потому что плач еще глубже, чем смех, проникает внутрь каждого из нас. А внутри – даже если мы и не подозреваем об этом – пласты, наслоения, материки боли, невыраженных страданий, отчаяния и горя. Как наших личных, так и общечеловеческих.
Слезы лишь инструмент, которым пытается воспользоваться организм, чтобы разорвать наши связи с несчастьями. Но для того, чтобы пробиться к слезам, нужно хотя бы на короткое время вернуться к переживаниям. А это больно, и поэтому люди избегают слез вообще.
Кроме того, плач – наиболее эффективный и универсальный способ снятия напряжений психики. Иначе говоря, если не пожалеть времени и поплакать, – выплакать можно все, вместе с условностями, которые мешают нам быть самими собой.
Смех и плач, как следует из их мистической сути, инструменты обоюдоострые. Они прекрасно помогают очищать нашу жизнь от всего лишнего, добавляя гармонии. Но они несут и вполне реальную опасность, поскольку позволяют прикоснуться к чему-то, что выше социума, чему принадлежим все мы, независимо от страны обитания, места работы, партийной принадлежности и уровня доходов. А подобные прикосновения меняют людей.
Предлагается также альтернативный вариант выполнения техники медитации смеха. Он подходит для утренней практики.
Ежедневно после пробуждения, но еще не поднявшись с кровати, не открывайте глаза. Нужно потянуться так, как это делают кошки. Прочувствуйте этот момент каждой частичкой вашего тела. Спустя 3-4 минуты, но все еще держа глаза закрытыми, начинайте смеяться. Продолжайте это делать в течение 5 минут.
Дело в том, что первые 10-15 минут после пробуждения формируют весь предстоящий день. От этого временного отрезка зависит ваше настроение в течение дня. Мысли, возникающие в голове в это время, воздействуют на подсознание человека.
Мастер Ошо считал, что во время сна усиливается связь человека с его собственным подсознанием. После пробуждения мозг не включается в работу моментально. Ему нужно немного времени на это, хотя мы этого не чувствуем, потому что в этот момент еще работает подсознание. Оно открыто и на него легко оказать воздействие. Это и объясняет эффективность методики смеха Ошо.
В некоторых дзэнских монастырях каждый монах должен начать утро со смеха и должен закончить вечер смехом —первое и последнее дело!
Это один из самых прекрасных способов встать с постели — смеяться без всякой причины, потому что причины нет. Просто ты все еще есть, все еще жив — это чудо. Это кажется нелепым — почему ты жив?
В этом постоянно меняющемся мире, по крайней мере, за одну ночь ничего не изменилось. Посмотри, как все это нелепо, — и смейся от души. Не открывай глаз. В то мгновение, когда ты чувствуешь, что сон прошел, — сначала начни смеяться, а затем открой глаза, и это задаст тон всему дню. Если ты можешь смеяться рано утром, ты будешь смеяться целый день. Ты создал цепную реакцию; одно ведет к другому. Смех вызывает еще больший смех…. и целый день ты чувствуешь, что внутри кипит, бьет ключом смех. Вокруг происходит столько нелепостей! Бог, наверное, умирает со смеху — наблюдая нелепость мира — века, вечность. Созданные им люди и весь этот абсурд — это поистине комедия. Наверное, он смеется. Если, посмеявшись, ты станешь молчаливым, однажды ты услышишь и смех Бога, ты услышишь и смех всего существования — и деревья, скалы и звезды смеются вместе с тобой.
Ночью дзэнский монах снова ложится спать со смехом. День завершен, представление закончилось, и со смехом он говорит: «До свиданья, и если я доживу до завтрашнего утра, то снова поприветствую его смехом».
«А чем вы занимаетесь, когда медитируете? Каким образом вы можете устроить просветление с помощью йоги, медитации, голодания, диеты? Нет, оно гораздо дальше – дальше звезд. Все эти маленькие вещи – очень земные. Да, они могут вас очистить, но не могут дать вам просветления. Они могут дать вам несколько мгновений радости, но радость не должна быть интерпретированной как блаженство, т.к. в этом есть вы.
Я не говорю вам не делать йогических упражнений: они хороши для тела. И я не говорю вам не заниматься медитацией: она совершенно правильна и очистительна. Вы можете очиститься, и будет больше возможностей случиться Богу.
Не поможет ни коммуна, ни уход в Гималаи, ни жизнь в пещере. К жизни нужно относиться очень реалистично. Вы должны увидеть свои проблемы, вы должны дойти до самых их корней, вы должны выжечь семена этих проблем, и только тогда это может случиться где угодно.
Бог случается только тогда, когда вы этого не осознаете. Когда вы на него не смотрите, когда вы просто сидите и ничего не делаете, и нет никаких желаний, нет даже малого фрагмента желания в уме: быть чем-то еще, быть кем-то еще, стать просветленным и прочее, это вдруг происходит. Это на вас нисходит. Но тогда уже нет вас, есть просветление и нет вас, есть Бог и нет вас».
ОШО. АЛМАЗНАЯ СУТРА. Состояние Бодхисаттвы. 26.декабря 1977 года