Ум дает 2 состояния – радости и страдания, которые никогда не заканчиваются. Можно пользоваться мантрой, чтобы успокоить ум и заставить его совсем замолчать.
Вы можете постоянно повторять какое-нибудь имя – Рама, Кришна или Иисус – это поможет вам освободиться от других слов в голове, но, как только ваш ум достигнет молчания и покоя, это же слово становится навязчивым препятствием. Вы не можете отбросить его, вы привязались, оно стало привычкой, вашим глубинным занятием. А ваше настоящее «Я» находится за умом и спрятано за словами, как за туманом.
Начинать нужно с повторения мантры (джаны), но нужно достигнуть состояния, когда она уже не нужна и может быть отброшена.
Любое слово – это бегство от самого себя «в мир». Почему у человека есть такая постоянная потребность смотреть вне себя?
Все его вопросы: «Кто я?» останавливаются на «понятном» для него ответе: мальчик или девочка, чей-то сын или дочь, плотник или учитель и т.п. И, как в том анекдоте, когда землекоп рыл землю, и дальше уже рыть некуда. Но тут снизу вдруг кто-то постучал..
Человек постоянно бежит от себя через беспокойный ум в поисках счастья – в другие страны, в различные удовольствия, и у многих даже не возникает догадки, что ответ находится рядом, в нем самом. Любая потребность что-то делать, быть чем-то или кем-то занятым, есть бегство от себя. Вы даже не сознаете, что можете жить с самим собой. Это чувство одиночества, но это – присутствие себя, состояние «Я есть». Все исчезнет – лето, осень, работа, уйдут дети. Но это состояние есть и будет всегда.
Мантру или слово, которое вы повторяете, вы должны будете отбросить. Ум питается не самим словом, а его значением. Поэтому, чем бессмысленнее это слово, тем легче это будет сделать. Например, звук резкого выдоха через открытый рот: «ху!», как будто что-то выбрасываете из себя. Можно проверить, например, на гневе – если на выдохе «выбросить из себя» гнев, он отбрасывается. На вдохе энергия входит в нас, на выдохе – выходит. Любое прикосновение на вдохе – это пища. Вот почему ребенку, к которому не прикасались в детстве, которого не прижимала, не ласкала мать, чего-то недостает, ему будет трудно любить.
Это тайна дыхания, жизненной силы, праны. Едите со вдохом и делайте промежутки на выдохе. Тогда, даже, если вы съели мало, вы будете более живым.
«Ху!» надо будет тоже отбросить. Быть незанятым – это роскошь, тайна безвременья. Когда мы ничем не заняты, время останавливается – это миг высочайшего духовного бытия, миг блаженства, Сатчитананда. Вы просто существуете, потом вы осознаете это существование. Вы – сознание и существование вместе. Бытие становится Сознанием.. и затем следует блаженство (ананда). Это не просто чувство. Вы становитесь одновременно блаженством, бытием и Сознанием.
Так что ждите в предвкушении моментов незанятости. Можете вначале пользоваться матрой, как костылями. И помните, что в конце концов их надо будет отбросить – до полной остановки ума. Без него вы всегда были, всегда будете и не перестаете быть: Я есть бессмертно. Отбросив ум, сделав его тихим, я могу понять, кто я есть на самом деле – «Самадхи». Получив однажды такой опыт и вернувшись назад в Личность, я больше не попадусь на спектакль ума, буду смотреть на все спокойно, отстраненно. Я – блаженство.