В широком понимании пранаяма — это дыхательные упражнения, направленные на гармонизацию и снабжение организма жизненной энергией (праной). Дыхание — это единственное, что связывает наше сознание с внешним миром, т.е. колебания ума происходят, пока мы дышим. Чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум. А так как ум является основным препятствием к осознанности, необходимо его усмирять. И лучшим инструментом служит именно дыхание. Т.о., посредством дыхательных практик практикующий обретает контроль над умом и энергией.
Пранаяма – это не просто управление праной. Слово «яма», которое использовал Риши Патанджали, написавший традиционный толковательный текст «Йога Сутра», прибавляясь к «пране» и образуя термин «пранаяма», звучит на санскрите, как «айаама». Слово «айаама» имеет гораздо больше значений, чем «яма»: растяжение, протяжение, ограничение, расширение (измерений во времени и пространстве).
Таким образом, «пранаяма» означает — расширять и преодолевать естественные ограничения. Она дает метод, посредством которого можно достигать более высоких состояний вибрационной энергии. Иными словами, можно активировать и регулировать прану, образующую основу человека, и, тем самым, становиться более восприимчивым к вибрациям в космосе и внутри себя. Пранаяма — это метод совершенствования конституции своего пранического тела, своего физического тела, а также своего ума.
Когда ум делается спокойным и неподвижным, он больше не искажает свет сознания. Обычное состояние ума подобно грязному окну. Если мы стоим в комнате и смотрим на солнце через грязное окно, мы не можем видеть и чувствовать лучи солнца во всей их чистоте. Если вымоем стёкла, то увидим солнце в его подлинном блеске. Пранаяма очищает ум и позволяет сознанию беспрепятственно проникать через него. Другими словами, именно постоянный конфликт в уме не дает нам переживать более высокие состояния или измерения осознания.
Прана – это универсальная энергия, жизненная сила, заполняющая Вселенную. Наша жизненная активность – это всего лишь характерная тонкая форма праны. Часть этой праны циркулирует по нашим энергетическим каналам (нади). Прана растекается по всему нашему телу из его центра. Пранаяма занимается устранением заторов в пранических каналах, чтобы прана текла свободно и без помех.
«Если пранаяму выполнять как должно, То всё тело праны будет воедино слито, Сквозь сушумну прана потечёт свободно, Потому что все преграды, что мешают Пране течь свободно, пранаяма удаляет и даёт спокойствие уму». (Гл. 2:41, 42)
Если кто-то обеспокоен, возбужден или смущен, значит, большая часть его праны находится не внутри тела, а снаружи. Стоит человеку понервничать, покричать – и уже он обессилен; энергия потрачена на скандал, «лампочка перегорела». То же самое происходит, когда нам нездоровится. В это время качество праны снижается и уменьшается ее концентрация в теле. Недостаток праны в теле может ощущаться неуверенностью или скованностью, слабостью или нежеланием что-то делать («нет сил»), вялостью или депрессией, что может привести к болезни. И, наоборот, чем мы спокойнее и уравновешеннее, тем меньше праны выплескивается из тела, тем счастливее человек и тем лучше он себя чувствует, тем больше праны в его теле.
Все, что происходит в уме человека, отражается на его дыхании. Когда мы возбуждены, дыхание учащается, а когда расслаблены, оно становится глубже и спокойнее. Наши действия часто выводят ум из равновесия, заставляя прану выплескиваться из тела.
Дыхание – это внешнее проявление праны. Практики, способствующие контролю праны при помощи контроля дыхания и направленные на уменьшение ее потерь, называются пранаямой. Изменение техники дыхания приводит к изменению ума, что приводит к состоянию, в котором утечки праны нет совсем.
Одно из определений слова «йог» — тот, кто сохраняет всю энергию внутри тела. Связь между дыханием и телом имеет огромное значение. «Йога-сутры» говорят, что когда мы практикуем пранаяму, завеса неведения постепенно спадает с нашего ума, и он проясняется. Со временем ум становится готовым к глубокой медитации.
Считается, что время жизни человека определяется количеством дыханий, произведенным его телом. Одна из целей пранаямы в йоге – растягивание дыхательного цикла во времени или полное прекращение дыхательного процесса на каком-то временном отрезке.
Общие рекомендации.
— Очень важна регулярность занятий; если пропустили асаны, найдите время для пранаямы.
— Пранаямы нельзя форсировать, осваивайте их шаг за шагом.
— По возможности, занимайтесь в одно время суток.
— Проветривайте помещение, занимайтесь на свежем воздухе. Укройтесь теплым одеялом.
— Желудок не должен быть полон или пуст.
— Выполняйте пранаяму в позе, которую вы можете удержать продолжительное время без дискомфорта.
Традиционные позы для пранаямы – это поза лотоса(падмасана), поза сиддха(сиддхасана), сукхасана («удобная поза»), ваджрасана (сидение на пятках). Можно сидеть на стуле, держа спину и голову прямо. Тело должно быть расслабленным, а спина не должна напряжена.
— Заниматься можно лишь при свободно проходимых воздухоносных путях (для очищения их используйте Джала-нети, то есть промывание с помощью воды, а также технику Капалабхати – быстрые вдохи и выдохи, подобно кузнечным мехам).
— Не должны быть напряжены также лицевые мышцы, глаза, шея, плечи, стопы; руки и бедра необходимо расслаблять намеренно, т.к. во время пранаямы они напрягаются бессознательно.
— Глаза следует держать закрытыми, чтобы ум не блуждал, следя за внешними объектами.
— Внутри ушей не должно ощущаться давление.
— Дышите через нос, если нет специальных указаний.
— Соблюдайте «золотое правило»: никогда не дышите и не задерживайте дыхание через силу. — — Не превышайте свои возможности. Никогда не вдыхайте-выдыхайте до отказа ; всегда должен оставаться небольшой резерв для вдоха или выдоха.
Дыхание должно происходить контролируемым образом и без всякого напряжения. Если вам приходится использовать чрезмерные усилия или напрягаться, значит вы делаете пранаяму неправильно.
— Начните занятие пранаямы с Капалабхати. Любую пранаяму следует начинать с полного выдоха.
— После окончания пранаямы ложитесь в Шавасану не менее, чем на 5-10 минут в полной тишине. Ум должен быть полностью отключен, и все части тела должны быть совершенно пассивны.
Поза Шавасана (с ударением на второй слог) — это асана для релаксации.
Когда её выполняют по завершении цикла упражнений йоги, то пребывание в Шавасане обычно не превышает 2 –10 минут, в зависимости от того, настолько долго продолжалось занятие. Если Шавасана выступает в качестве основы для практики глубокой медитации, то время пребывания в асане может быть значительно дольше: от 20 минут до 1 часа.
Для того чтобы правильно выполнить Шавасану, с физиологической стороны нужно сделать следующее: 1. лечь на спину и принять нейтральное положение; 2. провести центрирование, мысленное отстраивание асаны, чтобы правая и левая части тела располагались максимально симметрично; 3. руки должны расслабленно покоиться под углом 45 градусов от тела, а ладони повернуты по направлению к небу; пятки должны быть расположены примерно на расстоянии 5 см друг от друга или шире.
Оставаясь в Шавасане, успокойте свои мысли и постарайтесь отключиться от внешних раздражителей. Начинайте расслабление с области лица; нужно почувствовать мышцы лба и позволить им расслабиться. То же самое и в отношении глазных мышц. Позвольте и им отдохнуть. Обратите внимание на мышцы переносицы и мышцы вокруг рта. Отпустите их. Когда всё это сделано, мысленно пробегитесь по всем частям тела. Почувствуйте их, а затем дайте им расслабиться так, будто бы они «стекают» вниз или к задней части тела. В этом случае не так важно, в каком направлении, главное — настрой и некая доля визуализации процесса, которая поможет погрузиться в состояние релаксации.