Роль и предназначение человеческого тела
Ты – не есть тело из плоти, крови и кости, и ты – не твои неисполненные желания, не твои воплощенные мысли.
Это – иллюзия, заколдовавшая тебя, и препятствующая твоему освобождению.
Ты – есть вечный Параматман, Всевышний Дух. Если бы ты только осознал свою исконную мощь!
[1] Тело, чувства, ум, духовный разум – это всего лишь «одежды», которые надевает на себя человек. Только когда мы поймем их природу и назначение, мы сможем правильно воспользоваться этими инструментами человека. Вы надеваете на себя майку, рубашку, брюки, пальто. Если вы знаете, как правильно пользоваться каждым видом этой одежды, она послужит вам с пользой, но, если вы наденете ее в причудливой манере, например, майку поверх рубашки или брюки наизнанку, – толку будет мало. Поэтому каждый день, чтобы выглядеть прилично и привлекательно для окружающих, вы проверяете, правильно ли вы оделись.
Так же и тело, оно – как наше одеяние, из которого мы сможем извлечь наибольшую пользу, лишь имея представление о том, как правильно носить это «одеяние» и использовать его должным образом.
[2] Говорят: «Дахьяти ити деха» – то, что подлежит сожжению, называется телом. Деха (подлежащее сожжению) – сопутствующее значение слова «тело». Все знают о том, что тело сжигают после смерти. Но и при жизни тело горит в огне. Это огонь собственных желаний, волнений и переживаний. Тело инертно. Оно – вместилище всяких нечистот и подвержено разнообразным болезням. Тело – это всего лишь плоть и кости. Следовательно, не стоит ждать помощи от него, если вы хотите переплыть океан рождений и смертей.
Поэтому о, разум! Вместо того, чтобы полагаться на это хрупкое тело, лучше ухватись покрепче за Лотосные стопы Господа Хари! – так молились великие мудрецы.
Тело, состоящее из 5 элементов, не вечно. Но вы, «надевшие» на себя это тело, на самом деле являетесь частичкой вечного и неизменного Всевышнего Бога. И только от вас и вашей способности разумного выбора зависит, насколько мудро и правильно вы будете использовать свое тело, извлекая из этого радость жизни.
[3] Тело называют также шарира. «Ширьятхе ити шарираха»: шарира – то, что подвержено увяданию. В момент рождения тело – это масса плоти и крови. Вот оно начинает расти и, достигнув периода юности и расцвета, обретает красивые очертания, и его переполняет чувство исключительной гордости за собственную красоту, силу и т.д. Но время проходит, тело одолевают недуги старости, оно теряет свою жизнеспособность и энергичность и становится уязвимым для болезней. Таким образом, тело – это то, что подвержено постоянным изменениям.
[4] Другое название тела – мандир, храм или обитель, потому что в нем обитает индивидуальная душа (джива), которая, на самом деле, не что иное как часть вечной души Всевышнего Господа. И поскольку тело – это священная обитель Бога, нельзя обращаться с ним плохо, а следует использовать его как инструмент добра – для добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Следовательно, чтобы облегчить выполнение этой задачи, необходимо, чтобы тело было сильным и здоровым.
[5] Любое орудие труда, для того, чтобы от его применения была польза, необходимо поддерживать в хорошем состоянии. Например, вы сможете писать авторучкой, только если в ней есть чернила и, если перо в порядке. Или нож может быть использован для резания при условии, что он достаточно острый и с удобной ручкой. Тело – это тоже инструмент, который предназначен для совершения правильных поступков, и для этой цели очень важно заботиться о том, чтобы оно всегда было в отличной форме.
Нож используется для резания фруктов и овощей, но не для резки железа. Также и тело должно использоваться разумно, согласно замыслу его предназначения, и поможет вам в этом ваша способность разумного различения. Каждый раз, прежде чем совершить какой—либо поступок, задайте себе вопрос: «Я – частица святого Духа (Брахмана), индивидуальная душа, Атма, обитающая в этом теле. Помня об этом, подобает ли мне поступать таким образом?» Только тогда вы будете использовать свое тело правильно. Да, вы – обладатель своего тeлa, но это не дает вам права злоупотреблять им в зависимости от ваших капризов и фантазий, забывая о том, что тело – обитель Бога и предназначение его священно.
[6] Тело также называют кшетра, или поле действия, поле боя. Того, кто познал кшетру, называют Кшетраджна, – Познавшим поле. Вы – тот, кто познает поле, а тело – это поле действия, познаваемое вами. Следовательно, вы – свидетель, наблюдатель действия.
Одно из значений слова кшетра – святое место, связанное с явлением Божества и наполненное божественными вибрациями, как, например, такие священные места паломничества, как Каши (Варанаси), Тирупати, Бадри, и т.д. Все эти кшетры – места для исполнения обрядов богопочитания, благотворительности, принятия религиозных обетов и других священнодействий. Подобно этому и в отношении тела – «поля действия» человека, должны преобладать только чистые, добрые и возвышенные мысли и поступки. В этом скрытый смысл понятия кшетра в применении к телу.
[7] Другим значением слова кшетра является «земля», и плоды, которые мы пожинаем на этой земле, зависят от семян, брошенных нами в эту землю. Если мы сеем хорошие мысли, мы пожинаем хорошие плоды. Плохие мысли принесут плохие результаты. Поэтому тело – это поле, где мы засеваем семена будущего урожая достойных дел (пунья) и недостойных дел (паапа). Следует, однако, отметить, что тело, если сравнивать его с простым участком земли, имеет свои преимущества. При выращивании урожая на сельскохозяйственном поле необходимо дождаться соответствующего сезона и оптимальных условий для посева определенного сорта хлеба. Необходимо учесть качество земли под посев конкретного сорта. Нельзя проводить посев наугад. А в том случае, когда речь идет о «поле» человеческого тела, этих ограничений не существует. Его можно возделывать, культивировать, обрабатывать без сезонных ограничений и в любое время дня и ночи. Когда вы засеваете пахотную землю, урожай может быть богатым или скудным. Ваши ожидания могут не оправдаться. Но в случае культивирования «поля» человеческого тела, будьте уверены, что урожай хороших или плохих мыслей и поступков, в зависимости от того, что вы посеяли, вам придется собрать в любом случае. Отдача – 100%. Что посеете, то и пожнете. Этот закон неизменен. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы были засеяны только семена хороших мыслей и добрых дел. Нельзя злоупотреблять телом и неправильно обращаться с ним, следуя лишь своим мимолетным желаниям. Вы должны различать, что преходяще, а что вечно, и конечным результатом в использовании вашего инструмента-тела должно быть добро.
[8] Тот, кто хочет использовать свое тело правильно и позаботиться о том, чтобы в голове у него были чистые и светлые мысли, ведущие к добрым делам и хорошим результатам в жизни, должен скрупулезно исполнять два условия: соблюдать правила, регулирующие правильное питание и упорядочить другие жизненные привычки. Не следует употреблять пищу без разбора, лишь для того, чтобы поскорее утолить аппетит или ублажить вкус. Вы должны употреблять в пищу только саттвические продукты. Наши мысли определяются свойствами и типом пищи, которую мы принимаем. Например, дым и огонь зависят от качества дров: если горит сандаловое дерево, дым будет иметь приятный аромат. Если вы сжигаете топливо с дурным запахом, дым будет неприятно пахнуть. Итак, дым зависит от огня. Каков дым, таково и облако; каково облако, такова и вода; какова вода, таков и дождь; каков дождь, таков и урожай; каков урожай, такова и пища; какова пища, таковы и мысли в голове.
Наши мысли – это результат свойств пищи, которую мы употребляем. Тело обмывается водой, а разум очищается истиной. Только употребляя пищу, ведущую к чистым мыслям, мы сможем следовать по пути истины. Поскольку ваше тело – это священная обитель, вы должны строго избегать употребления каких бы то ни было опьяняющих средств. От типа пищи, способствующей развитию качеств раджаса, то есть пищи, разжигающей страсти, следует воздержаться.
[9] Что такое саттвическая пища? Преобладает мнение, что саттвическая пища – это фрукты, молоко и т.п. Но это еще не все. Пища, потребляемая человеком, не ограничивается лишь пищей, входящей в тело через рот. Другие органы человеческого тела, такие как глаза, уши, нос и руки тоже заняты «потреблением» пищи из внешнего мира. Поэтому употребление лишь фруктов и молока не дает вам права считать, что вы принимаете саттвическую пищу до тех пор, пока и остальная пища, которая усваивается вами через другие органы восприятия, не будет иметь саттвическую природу.
[10] Направляйте свой взгляд только на хорошее. Если вы будете без разбора использовать ваше зрение в отношении всего, что вам попадается на глаза, это приведет к катастрофе. Способность видеть должна использоваться исключительно для благих, священных целей.
К сожалению, глаза молодых людей в наше время все больше и больше притягиваются развращающими зрелищами, вызывающими лишь вожделение. Так случилось и с Кичакой, персонажем Махабхараты. В конце концов судьба Кичаки, который был уничтожен Бхимой, может постигнуть и этих неразборчивых молодых людей. Студенты в особенности должны быть внимательны и чрезвычайно осторожны в этом отношении. Ваше зрительное восприятие приобретет саттвический характер и принесет вам саттвические впечатления, только если вы будете использовать свое зрение для святых и чистых целей.
[11] Уши тоже нуждаются в чистой «пище». Это означает, что следует обращать свой слух только к чистому и святому, к рассказам, повествующим о божественном и возвышенном. Давайте всегда слушать только хорошее и приятное о других. Так мы сможем защитить наши уши от осквернения и загрязнения и гарантировать восприятие саттвической «пищи» через уши.
[12] Через нос следует вдыхать только приятные запахи, наполненные свежестью и благоуханием. Вдыхание дурно пахнущих веществ может привести к болезням. Если при вдохе вы ощущаете неприятный запах, это значит, что вы вдыхаете болезнетворные микроорганизмы. Очень важно для человека дышать чистым воздухом в открытых и чистых пространствах.
[13] Руки тоже следует использовать с целью потребления чистой «пищи». Другими словами, руки должны стать инструментом совершения действий, имеющих своей целью добро, в полной гармонии с высоким предназначением тела как храма Божества.
[14] Когда вам удастся избавиться от пяти грехов, то есть очистить от загрязнения свою речь, зрение, слух, мысли и поступки, вы обретете возможность реализовать свою божественность и слиться с Всевышним Духом, став Параматмой. Невозможно очиститься, лишь ограничив себя в еде фруктами и молоком, в то время как через другие органы восприятия в вас проникает грязная пища. Чистота – это восприятие саттвической пищи через все пять органов чувств.
[15] Обычно в храме имеется несколько входов. Через двери в храм должны попадать только люди, ищущие поклонения Божественному, а не все без исключения проходящие мимо. Также и в храме нашего тела пять входов. Каково их назначение? При строительстве дома стены и двери воздвигаются в нем с определенной целью: пропускать в дом только близких нам людей и создать преграду для бродячих животных – собак, свиней, ослов и т.д. Если эти нежелательные гости попытаются войти в дом, двери перед ними будут закрыты. Также и двери органов восприятия в священном храме человеческого тела должны быть открыты только для святых и божественных посетителей. Только тогда тело станет достойным того, чтобы его называли храмом (мандиром) или священным полем (кшетрой). Но если будет открыт доступ нечистым мыслям и нечистым впечатлениям, тело перестанет быть святым храмом. Теперь становится понятным, почему так важна чистота и саттвическая пища для органов восприятия – это непременное условие правильного использования человеческого тела.
[16] Следующий важный момент – это ваше общение с определенными людьми, перемещение, те места, которые вы посещаете и т.д. (вихара). Следует серьезно задуматься о том, какие места следует посещать, в какой среде жить и с какими людьми общаться. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», – говорится в пословице. Необходимо исключить общение с плохими людьми, потому что ваши мысли подвержены влиянию того окружения, с которым вы общаетесь. Современные молодые люди с готовностью примыкают к плохим компаниям, где легко приобретают дурные привычки, которые обесценивают и принижают высокое назначение человеческого тела, обладание которым, согласно древним священным Писаниям, среди всех форм жизни на Земле является самым драгоценным и редким даром (Саи Баба: какова вероятность того, что усталая черепаха попадает головой в спасательный круг).
[17] Признавая этот факт, мудрецы древности предпочитали жить в одиночестве, чтобы полностью посвятить свою жизнь святым и возвышенным мыслям и поступкам, проводя время в песнопениях во славу Бога, медитации и исполнении религиозной аскезы. Но даже это может быть воспринято, в какой-то степени, как проявление слабости. Например, если вы хотите побороть в себе такие чувства, как злоба и раздражение, сможете ли вы добиться этого, удалившись в лес на несколько лет и ведя аскетический образ жизни? Поскольку ваша раздражительность возникает в окружении людей, одержать победу над ней можно лишь в той же обстановке, а не в безлюдном лесу. Возможно, вы и будете сохранять безмятежность духа до тех пор, пока находитесь в лесу, но вновь оказавшись среди людей, вы станете тем же раздражительным человеком.
Если мы хотим побороть в себе раздражение, то делать это надо не в безлюдном лесу, а в окружении людей. Только чтобы убедиться в нашей слабости, как человека. В одной ситуации мы можем это, в другой – нет, все зависит от Его милости.
[18] Если вы хотите обрести контроль над чувствами, не создавайте себе иллюзии, что этого можно добиться, приняв аскезу или прибегнув к лишениям суровой религиозной практики. Существует другой, более легкий путь – понять, как устроен тонкий механизм чувств и чувственного восприятия (знание). Этот путь является единственно правильным, и ничто другое тут не поможет.
Предположим, вы купили машину, следовательно, необходимо хорошо обучиться вождению. Недостаточно того, что вы приобрели ее на свои деньги и зарегистрировали, как положено. Не обучившись вождению, вы не можете сесть за руль и обращаться с машиной, как вам вздумается. Это было бы опасно как для вас, так и для окружающих. Хотя автомобиль – ваша собственность, вы обязаны хорошо знать, как пользоваться им.
Необходимо заметить, что все беды и тревоги человека возникают из—за того, что он не знает, как следует правильно пользоваться своим телом, забыв о его истинном назначении, предписанном Богом. Так человек легко становится жертвой несчастий, печалей и болезней. Всегда необходимо помнить одну вещь: никто не может преступить божественной воли. Закон, предписанный Богом, изменить нельзя, потому что этот закон – неприкосновенен.
[19] Тело – инертно. Многие не согласятся и скажут: как же можно назвать тело инертным, если совершенно очевидно, что оно способно развиваться? Ответом на это сомнение может послужить следующий пример. Ежедневно вы подметаете пол и оставляете мусор в одном месте. В конце концов мусор в этом месте вырастет в большую кучу. Также происходит и с телом, в которое вы каждый день по многу раз «заметаете» различную еду, и тело, само того не зная, будет расти, как куча мусора.
Следует понять, что тело в состоянии функционировать – принимать пищу, разговаривать, двигаться, развиваться – только благодаря сознанию, заложенному в нем.
[20] В этом отношении тело можно сравнить с автомобилем. Глаза – это фары, язык – это сигнал, а уши – это репродукторы. И только благодаря источнику питания перечисленные части автомобиля могут функционировать. Точно также и различные органы инертного по своей природе тела могут функционировать лишь благодаря божественной (атмической) энергии внутри тела. Приведем другое сравнение: железный провод, инертный сам по себе, может двигаться под влиянием силы притяжения магнита. Также и действия всех органов тела, инертных по своей природе, возможны лишь благодаря силе святого Духа (Атмы), присутствующей в теле.
Как жаль, что так много времени, усилий и денег мы тратим на ублажение инертного и невечного тела, забывая о том, что наше истинное Я, неизменное и вечно чувствующее – это Атма.
[21] Человеку свойственны три типа заблуждений, связанных с телом. Первое, – он ошибочно принимает себя за то, что на самом деле не является его истинным «Я». Второе, – он считает людей и предметы, которые не принадлежат ему, своими. Третье, – он принимает преходящее за вечное.
Человек, в своем сознании отождествляя себя с телом, считает, что его тело – это его истинное «Я». Если бы это действительно было так, почему он говорит «мое тело»? Это утверждение ясно подразумевает, что он и его тело – два различных понятия, так как владелец и предмет обладания – разные вещи. Например, когда человек говорит: «Это мой платок», – он существует отдельно от платка. Поэтому, как же можно говорить, что «я – это тело»? Это первая и основная ошибка.
[22] Во-вторых, в мирских делах человека вводят в заблуждение его представления о том, что он является владельцем различного вида собственности: домов, земли, средств передвижения и т.д. Вы строите дом и говорите, что это ваш дом. Когда вы продаете дом, он уже не ваш. Вы покупаете машину и говорите, что это ваша машина. После ее продажи она перестает быть вашей. Поэтому вещи являются «вашими» только до тех пор, пока вы их используете и владеете ими. Забывая о том, что эта собственность – временное явление, как плывущие облака в небе, вы развиваете чувство ненужной привязанности к ней. На самом деле ничего не может быть «вашим». Как может быть «вашим» то, что временно принадлежит вашему бренному телу? Все эти недоразумения вызваны обманчивым покровом иллюзии, или майи, и вытекающими отсюда заблуждениями ума и чувством собственности. До свадьбы никто не может сказать: это – муж, а это – жена. До рождения никто не может сказать: это – мать, а это – ребенок. Только после свадьбы вы скажете: это моя жена. Только после рождения ребенка вы говорите, что это ваш сын. Но эти отношения недолговечны и основаны только на том, что человек ошибочно отождествляет себя с телом. Никто в момент рождения не появляется в этом мире, имея что-нибудь «свое», хоть клочок одежды. И никто в момент ухода из этого мира не оставляет адрес своего будущего местопребывания. Если умершие близкие и родственники действительно «ваши», почему они не оставят вам своего адреса в момент ухода из этого мира? Ничто не может принадлежать вам. Забывая о своей истинной реальности и принимая нереальное за реальное в этом иллюзорном мире, вы создаете себе проблемы. Вы есть всегда и исключительно вы. Вы никому не принадлежите, и никто не принадлежит вам.
Существует только одна реальность, которая едина. И несмотря на ясное утверждение священных Писаний, что истинная реальность – одна и едина, а разнообразны лишь формы и имена, данные ей мудрецами, продолжает существовать ошибочная вера в то, что реально не единство, а многообразие.
[23] Приведем пример в отношении главы дома или главы семьи. Жена называет его «мой дорогой муж». Сын зовет его «мой дорогой отец». Мать зовет его «мой дорогой сын», в то время как жена его сына обращается к нему «мой дорогой свекор». Таким образом, к одному и тому же человеку обращаются по—разному в соответствии с различным отношением к его телу. В Писаниях провозглашается: «Единое стало множеством». Следовательно, в основе многообразия лежит единство. Существует только одна реальность, эта реальность – едина. Эта реальность и есть Единый Бог, Он – Один, Он – «главный герой», а все остальное, то есть весь мир, это – ноль.
Если вы поставите рядом с единицей (Богом) ноль (мир), получится 10. Если прибавите еще ноль, – получится 100, еще один – 1000, и так далее. Откуда берется значение всех этих нулей, откуда берется это многообразие? Только от единицы, Бога, «главного героя». Если вы уберете единицу, все нули потеряют свое значение, сколько бы их не было. Следовательно, только Единый Бог – реален, Он – главное действующее лицо, «герой», а все иллюзорное многообразие форм тела, ума, интеллекта и т.д. – это ничто, ноль. Поэтому так важна приверженность Богу – «главному герою», а не миру – «нулю».
[24] Это не значит, что следует отказаться от жизни в обществе и пренебречь своим долгом и мирскими обязанностями. Вы должны исполнять свой долг в отношении родных и близких. Но при выполнении этих обязанностей никогда не отклоняйтесь от духовного пути. Ваша жизнь в обществе должна стройно и гармонично сочетаться с вашими духовными устремлениями, и, до тех пор, пока вы живете в обществе, необходимо соблюдать правила и законы, регулирующие земную жизнь. Но чем бы вы ни занимались, не теряйте из виду высшую цель жизни. Необходимо понять, что в жизни никто и ничто вам не принадлежит: ни мать, ни отец, ни брат, ни родственники, ни имущество, ни дома. Все эти эфемерные представления связаны с отношением к себе, как к телу, которое постоянно меняется, и в этом – основа всех ментальных заблуждений.
[25] Под влиянием различных житейских привычек, и прежде всего привычек питания, тело постоянно подвергается изменениям. Но каким бы изменениям ни подвергалось тело, индивидуальность человека остается неизменной. Изменения имени и внешности, связанные с детством, юношеством, зрелым возрастом и старостью, относятся к телу и являются иллюзорными. Вследствие этого нельзя считать тело неизменной реальностью, чем-то постоянным. Тем не менее, ваша обязанность – следить за тем, чтобы тело не подвергалось болезням, и поддерживать его в хорошей форме, как отлично налаженный инструмент. Пока ваша лодка—тело плывет по реке жизни, необходимо заботиться о том, чтобы в этой лодке не появились пробоины, и чтобы она не дала течь. Лодка может быть в воде, но вода не должна попадать в лодку. Так и вы, живите в обществе и исполняйте свой долг, но не давайте проникнуть тревожным и беспокойным мыслям к себе в душу, и не подвергайте свое тело всяческим опасностям и недугам. Считайте его орудием или инструментом.
[26] Чтобы этот инструмент был всегда хорошо отлажен, вы должны в первую очередь позаботиться о правильном питании, а также отрегулировать другие жизненные привычки. И смотрите на ваше тело, как на платье или одежду, которую время от времени следует стирать, как прачка стирает грязное белье. Что делает прачка? Она удаляет грязь с одежды, чтобы восстановить ее прежнюю белизну. Так и человеческое тело, которому изначально присуща чистота, становится нечистым от его неправильного использования. Поэтому вы должны почистить его с помощью Бога—прачки, используя такие «моющие» средства, как молитва, повторение мантр, медитация и любовь к Богу.
Только Бог и никто кроме Него не сможет очистить ваше сердце, утратившее свою изначальную чистоту. Никогда не забывайте, что тело – это только одеяние. Лишь невежество заставляет людей думать, что их истинное «Я» – это тело. Когда вы освободитесь от этого невежества, в вас засияет ослепительное солнце истинного Знания.
[27] Студенты! Помимо роли физического тела в жизни человека необходимо учитывать важность и других планов его бытия: чувств и чувственного восприятия, ума, души и духовного разума, а также заботиться об их чистоте и содержать в хорошей форме. Если вы оставите конфету в кармане рубашки, а рубашку отдадите в стирку, после стирки на ней останутся пятна. Аналогично и ум человека будет запятнан негативными впечатлениями, если в голову допустить плохие мысли. Только если вы основательно поймете природу всех планов человеческого существования, а именно, природу тела, чувств, ума и духовного разума, вы сможете вести полноценную и осмысленную человеческую жизнь. В противном случае можно стать жертвой всякого рода трудностей и злоключений.
Стоит ли каждый день посвящать так много времени духовным упражнениям, таким как повторение мантр, медитация? Поиск и осознание истины – вот настоящая духовная практика (садхана). Когда еда приготовлена, нет больше надобности в дровах. Точно так же, когда вы осознаете истину, вам не нужно будет больше заниматься духовными практиками.
[28] Если в течение этого двухнедельного курса вы сможете понять природу и назначение человеческого тела, чувств, ума (манаса), духовного разума (буддхи) и Духа (Атмы) как вашей божественной искры, частицы Бога, Верховного Свидетеля, стоящего превыше всего, – вам приоткроются и многие тайны Космоса и мироздания, сотворенного из пяти элементов (панча бхутас). И ,главное, поскольку Бог – основа всего, укрепляйте свою веру в Бога.
Летние ливни в Бриндаване 1990